Владимир Путин недавно заявлял что Россия не является и не стремится быть сверхдержавой, а так же что США сейчас являются единственной сверхдержавой. Многие предсказывают, что Китай скоро станет или уже стал сверхдержавой. Чтобы ответить на вопрос так ли это на самом деле, нужно внимательно посмотреть что же такое сверхдержава.
После второй мировой войны произошло резкое усиление СССР и США и ослабление европейских стран и проигравшей войну Японии. Прежде всего это произошло в следствии крушения колониальной системы. Лишившись колоний европейские страны лишились рынков для сбыта своих товаров и источника дешевого сырья. Однако был ли для них смысл пытаться удержать колонии? К тому моменту все золото, бывшее на тот момент мировой валютой, было выкачено из колоний в Европу и прямой контроль колоний фактически уже не окупал себя. А в следствии мировой войны и бегства капитала от нее в 1949 году 70% мирового золота было в США. США провозгласили план Маршала для "помощи" восстановления Европы после войны. Фактически это было кредитование Европы и зарабатывание дополнительный денег. Изначально планировалось про кредитовать Европу для того чтобы они были способны покупать американские товары, но в итоге противостояние с СССР и логика холодной войны привели к тому что США стали иметь отрицательный торговый баланс с Европой. В следствии корейской войны произошел экономический подъем в Японии, так как во время войны в Корее США закупали много необходимого в Японии. Отрицательный торговый баланс США привел к тому что содержание золота в долларе было с начала уменьшено, а затем доллар был отвязан от золота и привязан в нефти.
В СССР Сталин хорошо понимал, что произойдет при свободной торговле с США. Это привело бы к тому, что не имеющие денег (золота) советские рабочие, работали бы для удовлетворения потребностей тех у кого есть деньги (золото), а это прежде всего американцы. В одном из выступлений Сталин так и сказал что "мы не можем позволить чтобы труд наших рабочий был использован для удовлетворения потребностей капиталистов, труд наших рабочий должен удовлетворять потребности наших граждан". Однако хотя СССР был автаркией, страны восточноевропейские страны нуждались в торговле, прежде всего в энергоносителях. Это было причиной по которой был создан Совет Экономической Взаимопомощи и переводной рубль не обмениваемый на валюты капиталистических стран.
Таким образом получалась система при которой сверхдержавы обеспечивали рынок сбыта для товаров стран входивший в их сферу влияния, на выручку от которых эти страны могли купить энергоресурсы. Но кроме экономического доминирования было еще 2 сферы влияния сверхдержав. Во первых это были идеологические доминирование так как США и СССР имели свои идеологии и второе это военное доминирование т.к. войска сверхдержав присутствовали на территории сферы их слияния.
Перейдем к текущему состоянию дел. Военные возможности и США и России сейчас меньше чем в период холодной войны. Во первых численность армий серьезно сократилась с 3 миллионов в США и 5 миллионов в СССР. В России сейчас вся армия по численности меньше чем советская группа войск в ГДР численностью 1 миллион человек. США имеет множество баз по всему миру, однако все эти базы малочисленны. Ставка делается на дорогое и высокотехнологичное оружие. Однако эффективность этого оружия подвергается сомнению уже не только Россией и Китаем, но и такими странами как Иран и Северная Корея. Иран имеет баллистические ракеты и способен дотянуться до американской наземных инфраструктуре в Персидском заливе. Так же Иран объявил об обладании собственными противокорабельными ракетами. И хотя преимущество скорее на стороне США, война была бы скорее похожа на Вьетнам чем на Ирак или Югославию. Не говоря уже о том что перевозка огромного количества военного снаряжения была бы очень затратным мероприятием. Не смотря на то что возможности современного оружия заметно улучшились со времен холодной войны, в целом можно говорить об ослаблении возможностей России и США по сравнению с их возможностями в период холодной войны. Китайские военные возможности безусловно сейчас на подъеме, однако о китайском военном доминировании еще очень рано говорить.
США продолжают сохранять долларовую систему, однако ценой этого является чрезвычайное внутреннее перенапряжение. Вот некоторые цифры торгового дефицита США с некоторыми странами в миллиардах долларов: Китай 343, Евросоюз в целом 142, Германия 73, Япония 67, Мексика 53, Канада 35, Саудовская Аравия 28, Ирландия 26, Италия 25, Южная Корея 25, Индия 23, Малайзия 17, Франция 15, Таиланд 15, Тайвань 15 и т.д. Общих отрицательный торговый баланс около 700 миллиардов долларов. Данные по странам старые, но в целом это приблизительно соответствует сегодняшним цифрам. В целом видно, что деньги сначала приходят в Европу из США. Затем частично перераспределяются по средством дотаций в восточноевропейские страны, не успевшие встроиться в поставки в США, до прихода туда китайцев, и затем эти деньги тратятся для покупки энергоресурсов в странах ОПЕК и России. Однако система в которой из страны донора выкачивают деньги не может существовать в долгосрочной перспективе. Это дисбаланс пытаются прикрыть, но он вылезает в экономии на инфраструктуре, больших долгах федерального, региональных и муниципальных бюджетов, безработице и других вещах. Системные перекос финансов надорвет гегемона и доступ к рынку будет закрыт для развития собственного производства. Но в таком случае рычаг экономического доминирования будет потерян.
Может ли Китай создать свою сферу влияния экономическим путем? Проблема в том что Китай не обладает какими то дефицитными товарами, как технологии которые проблематично повторить, не возобновляемые ресурсы или золото. Зоной китайского влияние логически должна быть Юго-Восточная Азия. Но эти страны производят приблизительно тот же список товаров, что и Китай. Китай может торговать с ними с выгодой для себя, но эти страны всегда могут отказаться от китайских товаров и производить это самостоятельно. Пока самым вероятным путем, как Китай мог бы создать свою сферу влияния в Юго-Восточной Азии, видится скорее военный путь, чем экономический. Или теоретически возможен вариант, что Китай мог бы использовать доступ к контролируемым Китаем военным путем ресурсам в Африке для этих стран. Но такое возможно в очень отдаленной перспективе.
Теоретически возможно, что Россия решила бы восстановить свою зону влияния в Европе. Но для этого нужно было бы чтобы мы как в Советские времена покупали товары восточноевропейских стран и обеспечивали им возможность купить энергоресурсы за выручку от этого. Тогда безусловно они будут к нам прислушиваться. Но тут возникает вопрос как обеспечить конкурентные преимущества для не всегда конкурентоспособных производителей этих стран. Мы все помним болгарский перец в советские времена, но в рынке болгарский перец пропал и везде сейчас турецкий перец. И второй вопрос, а стоит ли такие траты того и не приведет ли такой путь нас на протоптанную США тропу? Хотя возможно у нас и не возникло бы такого резкого дисбаланса как в случае с США, так как мы продаем свои энергоресурсы, а за вырученные в США деньги покупают энергоресурсы в других странах. Восточноевропейские страны нужны были как буфер в условиях массовых армий и преимущества США в средствах доставки. Сейчас нет массовых армий и средства доставки позволяют доставить атомные заряды откуда угодно. Хотя это конечно не значит что нужно позволить развертывать у наших границ все подряд.
Ну и последняя часть это идеологическая. Идеология это прежде всего как ты пришел к тому как ты стал преуспевать в чем то. Можно как угодно раскрашивать это красивыми картинками что так жить лучше и правильнее, но если показать как это реально работает и какой результат приносит не получается, то никакого идеологического влияния это не приносит. Поэтому сначала нужны результаты, а потом можно в корректированной для других версии про это рассказывать, не забыв вставить строки про братство всех людей и пару пунктов выгодных для себя в эту методичку. Идеологическое влияние США сейчас подрывается прежде всего их военным и экономическим ослаблением.
Сверхдержавам старой формации с вассалами и зонами влияния скорее всего нет места в этом веке. США наврятли смогут поддерживать текущий дисбаланс достаточно долгое время. Можно сказать что Трамп уже закрывает это, хотя возможно ему не хватит времени. Россия и Китай наврятли захотят повторять опыт США и создавать подобные конструкции. Брошенные вассалы будут поставлены перед необходимостью начинать самостоятельную политику и XXI век может стать веком стран одиночек преследующие собственные интересы. Слово сверхдержава может стать синонимом чего то старого уже отжившее свое, хотя возможно это слово будет переосмыслено и сохранится, приобретя новые характеристики соответствующие державам XXI века.
Комментарии
Хищники станут вегетарианцами. Точно, и как это раньше никто не сообразил?
При всём уважении к автору, пользуйтесь хотя бы вордом, ибо читать очень сложно.
Молчу про обороты речи, хотя бы ошибки....
П.С.
Текст интересный
Должны существовать на планете только две сверхдержавы и никаких других! В одной должен быть матриархат, а вдругой - патриархат. Между ними может быть некое количество "таксфри" зон.
Это всмысле одна торгует носками, а вторая бриллиантами?
По аналогии 23 vs 8
Нет, они там любовью занимаются
Вот это "В СССР Сталин хорошо понимал, что произойдет при свободной торговле с США. Это привело бы к тому что не имеющие денег (золота) советские рабочие, работали бы для удовлетворения потребностей тех у кого есть деньги (золото), а это прежде всего американцы." -это как?
Ну вот когда Горбачев разрешил продавать товары за рубеж, не подумав что государство с плановой экономикой вообще то дотирует эту продукцию и еще не отпустив цены, советские граждане увидели пустые полки, так как молодые капиталисты бросились продавать там где дороже покупали, а выпуск продукции был ограничен. Советский экспорт тогда бил все рекорды. Приблизительно так же бы было после Великой Отечественной в СССР при свободном торговле с США.
Абза́ц (нем. Absatz — раздел, часть текста) — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений. Абзац, обозначая своего рода «цезуру», является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой... узнать больше про это замечательное изобретение человечества, которое очень сильно облегчает чтение текста можно здесь.
Хотя мне сказали что на АШ-е инфа из Вики не приветствуется, но в первом "полунаучном приближении" можно взять их определение:
Отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/Сверхдержава
С этим определением можно не соглашаться в частностях, но основные черты сверхдержавы оно выделяет.
Из Вашей статьи я не понял, почему Китай, США и Индия не будут через 30-ть лет Сверхдержавами???
ПС. Россия не будет, так как народу маловато. Но и обижать Россию не будут пока есть Ядерное Оружие.
При некотором уважении к Вики, я бы поспорил с их определением сверхдержавы. С какого момента начинается колоссальное влияние и где просто большое или не маленькое влияние. Какой объем политического, экономического, культурного и военного влияния имеет Франция. Согласно одному оценочному суждению никакое. Согласно другом колоссальное. Есть ли культурное влияние России на Украине, Ну и ...
Я же говорю о механизме влияния сверхдержав на свои зоны влияния. Никакого военного влияния США в Европе нет. Там одна база Рамштайн где лежит ядерное оружие и его охрана. В случае чего немцы могут отобрать эти боеголовки, а больше никого нет. Но есть механизм финансового влияния когда если Германия ведет себя плохо то торговый дефицит могут подрезать, или раскрыть мошенничество какого нибудь Фольксвагена с выхлопными газами. Если этот механизм теряется то какой механизм давления остается??? Вот канцлер говорит вы не покупаете наши немецкие товары, зачем вы нам нужны нищеброды, валите к себе за лужу. Какой механизм давления если нет экономического механизма? Культурный? Это снимут фильм про плохих наци? Точно так же не виден именно механизм влияния Китая на другие страны для продавливания своих решений.
Я бы тоже поспорил с этим определением из Вики, но у Вас почти тоже самое.
1) Экономика с упором на торговлю причём упор в торговле на энергоносители.
2) Политика = военная мощь (война - это продолжение политики).
3) Идеология = культура.
И если идеологию или культурное влияние измерить почти невозможно, то экономическую и военную мощь очень просто.
Экономика, причём я считаю что важнее не ВВП по ППС, а второй сектор экономики (промышленность).
Вот ТОП-20 стран по пром. производству, точнее по 2-му сектору экономики (2016 год).
Объём
промышленного
производства
в $ по ППС
Объём
промышленного
производства
в %
Население
Человек
На 1 января
2017 года
Весь Мир
37 142 138 568 190
100,00%
7 515 284 153
1
Китай
9 082 290 000 000
24,45%
1 388 232 693
2
США
3 860 480 000 000
10,39%
326 474 013
3
Индия
2 572 695 000 000
6,93%
1 342 512 706
4
Россия
1 340 710 000 000
3,61%
143 375 006
5
Япония
1 311 912 000 000
3,53%
126 045 211
6
Индонезия
1 295 984 000 000
3,49%
263 510 146
7
Германия
1 201 658 000 000
3,24%
80 636 124
8
Саудовская Аравия
811 839 000 000
2,19%
32 742 664
9
Мексика
786 687 000 000
2,12%
130 222 815
10
Южная Корея
733 020 000 000
1,97%
50 704 971
11
Бразилия
695 970 000 000
1,87%
211 243 220
12
Иран
560 256 000 000
1,51%
80 945 718
13
Великобритания
549 236 000 000
1,48%
65 511 098
14
Франция
528 241 000 000
1,42%
64 938 716
15
Италия
524 156 000 000
1,41%
59 797 978
16
Канада
483 786 000 000
1,30%
36 626 083
17
Турция
462 590 000 000
1,25%
80 417 526
18
Таиланд
437 697 000 000
1,18%
68 297 547
19
Египет
437 580 000 000
1,18%
95 215 102
20
Польша
432 372 000 000
1,16%
38 563 573
Все 20 стран
28 109 159 000 000
76%
4 686 012 910
Отсюда видно, что Китай и США - промышленные супердержавы, так как доля в мировом производстве выше 10%.
В военном плане супердержавы США и Россия. Цифр нет. но ядерный потенциал США и России на порядок выше. то есть колоссально выше Англии, Франции и Китая, не говоря уж об Индии и Пакистане.
Ну а с культурным влиянием или идеологией вопрос действительно сложный.
Кто больше имеет влияние Голливуд или Достоевский (который говорил, что все мы вышли из рассказа "Шинель" украинского писателя Гоголя)?
Я считаю, что в 21-ом веке сверхдержавы (США и Китай) будут бороться не за "зоны влияния" а за Мировое Господство.
Ладно, пойду я в шашки играть.
Я читал эту статью из которой вы показали таблицу. Очень интересные данные, я даже родственникам читал эту статью специально.
Прежде всего я считаю что у сверхдержавы должны быть союзники первого порядка во всем ее слушающие. Примеры США и Западная Европа, СССР и Восточная Европа. Именно добирая мощи с такими союзниками, страна становится сверхдержавой и остальные уже слушают ее от страха столкнуться с такой большой коалицией. Но контроль в этом ядре должен быть железным. Механизм обеспечения этого контроля могут быть экономический, военный или идеологический. Ну военный это например когда есть Северная группа войск в Польше численностью 500 тысяч человек вроде. Если что то пойдет не так, то эти парни могли помочь правильным ляхам против не правильных ляхов для скорейшего разрешения ситуации, в том числе могли бы помочь арестовать неправильного руководителя, группе сознательных коммунистов распознавших неправильность пути зарвавшегося товарища. Идеологическое влияние это не книги или фильмы, а когда например Сталин объявляет, что Тито слишком заигрался с капиталистами и пошел по неправильной дороге от правильного коммунизма. С таким вроде жить можно, но на товарищей теперь нужно смотреть внимательнее и это довольно не приятно, так что во многих случаях до такого лучше не доводить. Как и до того что США объявят тебя диктатором например. Не очень приятные ощущения все таки.
Китай производит очень много безусловно. Но может ли Китай реализовать этот экономический потенциал так же как США для продавливания своей воли? Пока в данный момент не просматривается что такое возможно в перспективе. У России и США безусловно самый большой ядрен батон. Но для продавливания интересов нужны кнут и пряник или в "парнёрской" версии палка и морковь (a stick and a carrot), это уже скорее дело вкуса. Ядрен батон это даже не ружье, это скорее динамит. Если сказать "почеши мне спинку, а то я тебе хату динамитом подорву" то скорее всего на первый раз почешут, а потом как тебя пристрелить скорее будут думать. Так что ядрен батон все таки не дает достаточного влияния для статуса сверхдержавы сам по себе. Если США и Китай просто будут соревноваться кто будет первой экономикой кто то из них конечно выиграет это соревнование, но без механизмов влияния страны будут переходить из лагеря в лагерь после изменений по результатам выборов.
Не-е-а!!!
Сверхдержаве не надо добирать мощи за счёт "элитных" союзников-сателлитов. Ни экономической, ни военной. Она и так на порядок мощнее всех.
Причём военно-политическая мощь основывается на экономической. Зависимость не прямая, но несомненная. С идеологией-культурой более сложно.
Вот что прогнозирует к 2040 году ИнЭИ РАН и Аналитический Центр при Правительстве РФ.
Сейчас.
Рейтинг по ВВП (ППС) на 2015 г
Доля в мировом ВВП в 2015 г., %
1
Китай
17
2
ЕС-28
17
3
США
16
4
Индия
7
5
Япония
4
6
Германия
3
7
Россия
3
8
Бразилия
3
9
Индонезия
3
10
Англия
2
Завтра.
Рейтинг по ВВП (ППС) на 2040 г
Доля в мировом ВВП в 2040 г., %
1
Китай
20
2
Индия
14
3
США
13
4
ЕС-28
12
5
Индонезия
4
6
Россия
3
7
Япония
2
8
Германия
2
9
Бразилия
2
10
Великобритания
2
То есть за мировое господство будут "биться" Китай и США. У Индии нет амбиций на мировое господство, хотя может и появятся. А ЕС-28 - это рыхлая туфта.
Согласен. Нужна ещё и экономическая мощь, которая с ЯО и даст политическое влияние, а идеологию всегда можно придумать. Как в анекдоте.
- А прапорщик сказал что крокодилы летают.
- Да, да. Летают. Но низко-низко.
Они будут хотеть переходить, но за это придётся платить. А иначе штаты побомбят демократическими бомбами, и нет Югославии, Ирака, Сирии. А Китай вскоре будет угрожать тоталитарными бомбёжками.
Гуманитарные бомбёжки не угрожают только ядерным державам.
Как-то так.
Приятно было пообщаться. Извиняюсь. Я пошёл спать.
Ну эти все прогнозы рассчитаны на вариант при котором сегодняшние тенденции уходят в даль на десятилетия, но вариант такого развития событий не бесспорный и многое может произойти. На счет того что экономическая мощь прямо пропорциональна влиянию, ну Китай производит больше, а влияния больше у США которые со всеми в минус себе торгуют. Ну вот другой пример Япония и Германия. Казалось бы экономика Японии больше чем Германии соответственно влияния должно быть больше у Японии, но Германия может влиять на ЕС, а Япония даже с Южной Кореей не может договориться. Тут дело в том что у Германии есть механизм влияния через дотации ЕС, а у Японии ничего такого нет. Ну или другой пример допустим Катар финансирующий братьев мусульман в Египте которые устроили там революцию. Катар и Египет это как хвост виляет собакой.
Для Японии США рынок сбыта где она торгует на 67 миллиардов себе в плюс. Китай страна с которой у нее скорее всего дефицит в торговле, да еще и конкурент на других рынках. Тут есть прямые причины почему Японии милее США. Чтобы стать как США Китаю нужно стать из производителя потребителем. Поэтому тут важны именно механизмы влияния, а не доля в мировой экономике. И хотя Китай большой, коллективный запад больше чем Китай.
Я не знаю как считать американскую бомбу сброшенную Ираном как демократическую или тоталитарную :). США уже пожалели об вторжении в Ирак, они конечно могут влезть в еще один такой конфликт но это ослабит их по другим направлениям, так же и Китай в ближайшее время не готов использовать силу скорее всего.
Согласен. Но прогноз от РАН РФ, то есть отличается политической не ангажированностью от прогнозов МВФ и ВБ. Хотя эти три прогноза совпадают.
Внимательнее читайте. У меня такая фраза «Причём военно-политическая мощь основывается на экономической. Зависимость не прямая, но несомненная. С идеологией-культурой более сложно.».
Я и сам могу привести пример.
В 19-ом веке Англия была мировой фабрикой и Лондон контролировал весь мир. Но уже в 1890-х США по промышленному производству обошли Англию, а в 1914-ом году производили промышленной продукции в 2-3-и раза больше. И Германия обошла Англию. Но…
Только после 1945 года США смогла конвертировать своё экономическое могущество в политическое и стать Супердержавой. Но до сих пор политическое влияние Англии остаётся существенным, что не соответствует их «экономическому весу» в мировой экономики. Здесь подходит слово «инерция», по инерции Агния остаётся «на коне», за прошлые заслуги. Хотя и не только по инерции. ЯО есть. Лондонский Сити есть. Связи с бывшими колониями есть. Ми-6 – лучшая разведка мира есть. БиПи и Шел есть. БиБиСи есть. Гарри Потер есть. Китайский юань пару лет назад лишь обогнал в международных расчётах английский фунт. ИТД.
То есть Англия не Супердержава, но к Великим Державам её отнести можно.
Вывод. Процесс «передачи власти» от одного мирового гегемона (Англии) к другому (США) длился 50-т лет. Поэтому процесс передачи власти от США к Китаю будет длится до 2059 года. Я так считаю. Надеюсь, что он пройдёт относительно мирно (без двух мировых войн и Великой Депрессии).
У Вас статья о Супердержавах, а не Великих Державах, поэтому примеры не корректны (Япония, Германия, тем более Катар). Даже Великие державы не могут «чихнуть» без разрешения из Вашингтона. Вот Москва пытается это сделать, и коллективный Запад в истерике с "разорванной в клочья экономикой". ЩюТкА. Но у РФ есть ЯО равное США и на порядок большее ЯО Англии, Франции и Китая. Да и операция в Сирии показала, что
«Белая армия,чёрный барон
Снова готовят нам царский трон,
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней».
ПС. Да и не преувеличивайте роль рынков сбыта. Что бы что-то сбывать, надо это произвести.
Да Китай начал переориентироваться на внутреннее потребление. Но Китаю нужна Энергия, то есть международная торговля (и не только нефть, газ и уран, но теперь ещё и уголь). И он за Свободную Торговлю, за честную конкуренцию и против торговых войн. А международная торговля – это один из важных механизмов влияния, наряду с армией итд. И если коллективный Запад объявит бойкот китайским товарам, то плохо будет не только Китаю, но и Западу.
Ну и насчёт «коллективный запад больше чем Китай».
Да. В 43-х странах коллективного Запада или Золотого миллиарда живёт почти ровно один миллиард человек, меньше чем Китае, где 1,4 миллиарда. И эти страны производят 35% промышленной продукции мира (точнее второго сектора экономики), а Китай «всего» 25%. Но это количественное отличие, а не качественное. Всего в 1,4 раза больше. Это не в 10-ть раз больше и даже не в 3-и.
Причём китайские экономисты считают, что Запад занижают их долю на треть. То есть по китайским расчётам доли Китая и Запада равны и составляют в районе 22-30%.
Да и Коллективный Запад – это тоже что и ЕС-28. Рыхлая, раздираемая противоречиями структура. Всё.
Здесь, я честно говоря не понял. Ну и ладно.
ПС 1. Советую Вам прочитать это:
1) https://aftershock.news/?q=node/632016
2) https://aftershock.news/?q=node/618331
ПС 2. Мой ответ на заголовок Вашей статьи. После 2050-го года в мире будут ДВЕ Супердержавы - США и Китай или ДВЕ конкурирующие почти замкнутые технологические Зоны (США-Китай, как раньте США-СССР). А "мелочь" действительно будет метаться межу ними. Ну а России, Германии, Японии итд придётся сразу становится на чью то сторону. Метаться не солидно. Причём не уверен, что Япония встанет на сторону США, да и Германия тоже. А Россия, пока есть ЯО может постоять в сторонке.
ПС 3. Приношу извинения, но я больше не буду отвечать на Ваши письма, так как аж с сентября пишу статью для АШ-а, весь измучился. Но Ваши статьи буду ждать, есть над чем подумать.
С уважением, ГрАГ.
"Возможно ли существование Деда Мороза в условиях глобального потепления"
Забавно смотрится ЕСовский цвет Великобритании, и белый - Канады, Австралии и некоторых других стран.
А между тем, существенная часть бизнеса (в РФ, по прикидкам, ок.60%) идёт через офшоры, а порядка 85% офшоров - британские.