Новое о девятом января (1905-го)

Аватар пользователя Престарелый Neo

Наш коллега Tr2xolod опубликовал текст петиции рабочих и жителей С.-Петербурга для подачи Иператору Николаю Второму от января 1905-го года. Поскольку текст был приведён без каких-либо пояснений, ремарок и выводов, то, как я понял, просто чтобы не забывали (в который раз) и к дате этого трагического события. 

Безотносительно методики подсчёта убитых и раненых (а они в зависимости от источника отличаются на порядки), а также не собираясь обсуждать личность Гапона (это прекрасно сделали в комментариях к исходной статье), хочу обратить ваше внимание на другое. А именно на свидетельсто современника этой трагедии, причём лица заинтересованного. 

Итак, мы знаем подробности из многих источников, в основном, конечно, большевистских, а также из донесений чиновников. Есть даже стихотворение  Владимира Бонч-Бруевича, соратника Ленина, большевика. Большая толпа рабочих и других жителей столицы, ведомые (провокатором охранки) Гапоном несла петицию царю, солдаты по приказу царских чиновников открыли огонь по мирному шествию, убивая и раня в том числе женщин, детей, невзирая на хоругви и иконы в руках митингующих. 

Однако всё тот же Бонч-Бруевич в статье журнала "Огонёк" за №4 от 1928 года "Новое о девятом января" описывает несколько иной характер этого рокового шествия. 

Видный болшевик, современник трагедии сам пишет, что не такая мирная была эта демонстрация, что были покушения на жизнь военнослужащих, мало того, имела место стрельба из стрелкового оружия со стороны протестующих, не говоря уже про броски камней, бутылок и палок. Мы видим, что как минимум часть митингующих шла на площадь далеко не с мирными целями, а заранее настраиваясь на столкновения с войсками, в том числе и вооружённое. Автор сам признаётся, что "рабочие впервые действовали открыто с оружием в руках против правительственных войск", "что помимо этой части демонстрации, следовавшей за Гапоном, была громадная масса рабочих, которая шла на демонстрацию 9-го января с совершенно иными целями, с совершенно иными задачами, чем Гапон и его последователи. Эта рабочая масса ... была настроена вполне революционно, шла, насколько могла в то время, вооружённою и старалась всюду вести не только пропаганду и политическую агитацию, но и оказывать прямое сопротивление войскам...". Ну что, поверим жизнеописателю и соратнику Ленина? Кстати, у меня почему-то проводятся прямые параллели с Болотной.

Правды всегда больше, чем одна, по-крайней мере, в исторической науке.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя гук
гук(7 лет 2 месяца)

Как обычно, мирно-благородно, как в Киеве-Тбилиси, тоже, всё мирно-благородно.

Аватар пользователя Престарелый Neo

В принципе, соглашусь. Некий прообраз современных цветных революций.

Аватар пользователя Пух
Пух(3 года 8 месяцев)

"Ночь сапёрных лопаток". Когда агрессивную толпу нациков разгоняли те, кто это делать не умел в принципе. И не факт, что это было случайно.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)

причем -- во время войны на выполнявшем оборонный заказ предприятии

Аватар пользователя TOGFO
TOGFO(3 года 1 месяц)

да мы прямо сейчас имеем таки наблюдать вот таких персонажей:

Путилов стал миллионером, одним из ведущих финансистов и промышленников в стране. В 1912—1916 годах совместно с И. И. Стахеевым и П. П. Батолиным создал одну из крупнейших финансово-промышленных групп (с 1916 член Т-ва «Стахеев и Кo»). По воспоминаниям С. Ю. Витте, Путилов был «одним из самых влиятельных финансистов в банковских сферах не только у нас в Петербурге, но и за границей».

Был председателем или членом правления:

Сертификат акций «Санкт-Петербургского общества электропередач силы водопадов» с подписью А. И. Путилова — одной из компаний, председателем Правления которой являлся Алексей Иванович. Санкт-Петербург, 1912 г.[4]

  • Жилловского Общества каменноугольных копей и рудников
  • Товарищества нефтяного производства «Г. М. Лианозов и сыновья»
  • Общества Путиловских заводов
  • Общества электрических аккумуляторов «Рекс»
  • Русского Общества «Сименс-Шуккерт»
  • Петербургского нефтепромышленного Общества
  • Санкт-Петербургского Общества электропередач силы водопадов
  • Общества Армавир-Туапсинской железной дороги
  • Русского Общества для изготовления снарядов и военных припасов
  • Общества Китайско-Восточной железной дороги
  • АО механических, гильзовых и трубочных заводов Барановского
  • Горско-Ивановского каменноугольного Общества
  • АО «Электрическая сила»
  • Нефтепромышленного АО «Эмба-Каспий»
  • «Бакинского нефтяного общества»
  • АО «Промет»
  • Товарищества Петербургского вагоностроительного завода
  • Общества Московско-Казанской железной дороги

Член совета съездов представителей промышленности и торговли.

Во время Первой мировой войны — член особого совещания по снабжению при Военном министерстве. Гласный Петроградской городской думы.

Только годовое жалование директора банка было 400 тысяч золотых рублей

То есть кому - война, кому - нажива на крови и трудовых мозолях. Еще и на снабжении наживался, тварина жадная. 

А недостойные рабочие требовали вот что:

1) Уволить мастера Тетявкина и принять обратно двух рабочих Сергунина и Субботина.

2) Рабочий день 8 часов.

3) Расценка новых изделий, после испытания, должна устанавливаться мастером по добровольному соглашению с выборными рабочими из мастерской и затем должна считаться обязательной; что же касается старых расценок, то они должны быть вновь пересмотрены на том же основании.

4) Должна быть учреждена на Путиловском заводе постоянная комиссия из выборных рабочих, которая совместно с администрацией разбирала бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.

5) Нормальная плата для чернорабочего не должна быть ниже рубля.

6) Отмена сверхурочных работ. В случае их необходимости один час за два.

7) За брак, не зависящий от рабочего, завод уплачивает сполна.

8) Женщинам-чернорабочим плата должна быть не ниже 70 к. и для детей их должен быть устроен приют-ясли.

9) Медицинский персонал завода должен быть более внимателен к рабочим, особенно к раненым (увечным).

10) Улучшить санитарные условия некоторых мастерских, особенно кузнечной.

11) Никто не должен потерпеть от забастовки.

12) Время, в которое не производились работы, не должно считаться прогульным и администрации предлагается уплатить по средней расценке заработной платы.

Общее решение этого совещания должно считаться обязательным и должно быть вывешено за подписью фабричного инспектора по мастерским завода.

Января 4 дня 1905 г.

Явно же - норотнеторт Путилову попался. Негодяи какие - посмели требовать улучшать условия труда и зарплату - да что эти ниггеры вообще себе позволяют? Может быть банкир Путилов должен не 400 000 рублей золотом из-за быдланов получать, а 300 000??? Расстрелять быдло рабочее - и вся недолга!

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)

представим подобную выходку на том же Кировском в 1943-м.

или в 2025-м на УВЗ.

ЭДПН?

Аватар пользователя fivik
fivik(6 лет 5 месяцев)

А что, в 1905 война была? 

Аватар пользователя Anseafan
Anseafan(4 года 12 месяцев)

У вас какие оценки в школе были по истории?

Аватар пользователя fivik
fivik(6 лет 5 месяцев)

Давно было, не помню уже, наверное 3-4

Аватар пользователя fivik
fivik(6 лет 5 месяцев)

Да, прошу прощения. Русско-японская.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)
Аватар пользователя mumpster
mumpster(6 лет 3 месяца)

а в 1943 кстати у Путилова какая зарплата была? ;-)

ну и про 2025 - благодаря в т.ч. 9 января у рабочих сейчас кой-какие соцгарантии пока есть.

один кандидат в президенты РФ и по совместительству алегарх правда хотел начать их отменять, но не дали стать первым лицом.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)

все предъявы -- после войны. справедливо?

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Пришли большевики, зарплаты рабочим урезали, а когда рабочие попробовали бунтовать - окружили завод войсками - и народ сразу стал тот, не каким-то богатым быдлом, а нищим хозяином завода!

Аватар пользователя Престарелый Neo

Кстати, мало кто знает, что Питер весь 18-й сотрясали рабочие волнения. Это же неудобно говорить. Кстати, всё списали, как всегда на происки эсеров и меньшевиков. 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)

Питер весь 18-й сотрясали рабочие волнения

вот ведь странно, а почему бы это?

В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленности составляла 450 рублей в год. Хорошей зарплатой для рабочего считалась сумма в 700 рублей в год. (В промышленности Германии средняя зарплата в пересчете на рубли составляла 707 рублей.)

Слесари-сборщики на крупных заводах получали по 850-900 рублей в год или по 70-75 рублей в месяц. Сотни путиловских рабочих имели по 1200 рублей, а высшей в мире была зарплата американского рабочего — 1300 рублей.

...

Сравнивая средние зарплаты российских рабочих до 1917 года со средними зарплатами европейских и американских рабочих, еще советский академик С.Г. Струмилин (в 1960 году) писал :
"Заработки российских рабочих были одними из самых высоких в мире, занимая второе место после заработков американских рабочих. Реальный уровень оплаты труда в промышленности России был достаточно высок и опережал уровень оплаты труда в Англии, Германии, Франции". "Средний годовой заработок в обрабатывающей промышленности США по цензу 1914 года достигал 573 долл. в год, 11,02 долл. в неделю, или 1,84 долл. в день. В перерасчете на русскую валюту по паритету дневной заработок американского рабочего составлял 3 руб. 61 коп. золотом.
В России, по массовым данным 1913 года, годовой заработок рабочих деньгами и натурой равнялся за 257,4 рабочих дня 300 руб., т.е. не превышал 1 руб. 16 коп. в день, не достигая, таким образом, и трети (32,2%) американской нормы. Отсюда и делались обычно поспешные выводы о резком отставании уровня жизни рабочих России от американских стандартов. Но с учетом сравнительной дороговизны жизни в этих странах выводы получаются другие. При сравнении цен на важнейшие пищевые продукты в России и США оказывается, что в США продукты стоят в три раза дороже, чем в России. Опираясь на эти сравнения, можно сделать вывод, что уровень реальной оплаты труда в промышленности России следует оценить не ниже 85% американского"..

(Струмилин С.Г., Очерки экономической истории России. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960., с.122-123)

ИСТОЧНИК

Аватар пользователя Географ глобус пропил

высшей в мире была зарплата американского рабочего — 1300 рублей.

Здесь у Вас неточность: не в мире, а именно у американского гастарбайтера на путиловском заводе.

В целом квалифицированных рабочих в РИ было немного - поэтому они зарабатывали в разы больше советских рабочих, когда рабочая профессия стала массовой. Примерно такая же ситуация была у преподавателей вузов и учителей

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)

не в мире, а именно у американского гастарбайтера на путиловском заводе

откуда инфа? с интересом почитал бы.

Аватар пользователя Фантомас
Фантомас(6 лет 11 месяцев)

Русский майдан 2.0 (Русский майдан 1.0 был 14.12.1825 на Сенатской)

Аватар пользователя mbira
mbira(9 лет 11 месяцев)

Да не сильно русский майдан был на Сенатской в 1825. Или масонство это такое тайное русское общество а мужики то и не знали?

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(3 года 1 месяц)

Кстати, у меня почему-то проводятся прямые параллели с Болотной.

Да какой там "почему-то" сколько было сделано в пропаганде, чтобы любое движение против власти описать как происки западных "партнеров"? =)

Аватар пользователя Престарелый Neo

А что не так? Причём я же не пишу про иностранное финансирование. Но то, что декларируется одно, а на самом деле протестующие вовсю нарушают закон - разве не одинаково?

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(3 года 1 месяц)

Не так то, что это по сути абсолютно разные процессы - борьба угнетенных против угнетателей и движуха, организованная иностранными интересантами по уничтожению государства и народа.

В то время это была именно борьба угнетенных против угнетателей, причем кровь лилась и с той и другой стороны.

И соблюдение/не соблюдение законности это очень странный критерий, чтобы объединить эти процессы.

Ныняшняя топорная пропаганда любую оппозицию пытается сделать оранжевой, что очень тупо, но что поделать - работа есть работа.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Понятно. Классичесое ЭДПН. Правильные преступники и неправильные. 

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(3 года 1 месяц)

Так вы зачем-то как критерий выбрали соответствие закону. Это странно.

Самое "смешное", что болотный митинг был санкционирован властью и на нем представители власти даже тусовались smile3.gif

А лидеры болота вообще обратились к действующему Президенту чтобы он правил и дальше.

Вы хоть помните, что тогда происходило? Чай не 1905 год.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Странно?! Вы против закона и призывает к свержению действующей власти?

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(3 года 1 месяц)

Что??!! Вы хотите убивать и пить кровь добропорядочных христиан?!

Давайте без подобной ерунды.

Уже неоднократно говорил, что я непосредственный участник всех санкционированных (!) антиоранжевых митингов. 

Для сохранения действующей власти я сделал поболе многих тутошних горлопанов.

Сейчас не начало 20 века, сейчас задача крайне сложная - сменить уклад без обрушения государства. Скажем так - революция сверху.

Соответственно, ту борьбу за права трудящихся и за новую жизнь я всецело поддерживаю, но сейчас нужно действовать иначе.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Прикольно. Бунтовщиков одобряю, но сегодня бунтовать нельзя, ибо посадят лично меня и ещё обрушиься государство. Выходит, тогда обрушать можно, а нынче нельзя. Двойные стандарты, не находите? 

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(3 года 1 месяц)

Прикольно. Бунтовщиков одобряю, но сегодня бунтовать нельзя, ибо посадят лично меня и ещё обрушиься государство. Выходит, тогда обрушать можно, а нынче нельзя. Двойные стандарты, не находите?

Выделенное это зеркалка?

В остальном вы повторяете одно и тоже.

Смысл этого диалога?

Аватар пользователя mumpster
mumpster(6 лет 3 месяца)

а на Ленских приисках - тоже бунтовщики были?

просто бывают такие законы, что ты даже слово сказать не моги. для РФ это вообще характерно, что многие вещи по закону сделать не

получится, например, сейчас нельзя по-простому как раньше залить во дворе МКД детям горку.

такая же фигня с законом о персональных данным и другой, более полезной деятельностью.

и да - даже Иисуса подловили, типа "бунтовщик".

или вы тоже - из фарисеев?

Аватар пользователя Географ глобус пропил

На Ленских приисках восстали потому что начальство запретило после работы индивидуально золото добывать. Люди чтобы туда попасть на работу по полгода пешком со всей России шли

Аватар пользователя mumpster
mumpster(6 лет 3 месяца)

нет. у вас явно неполные сведения

вот вводная:

Добившись переизбытка рабсилы, администрация принялась закручивать гайки. Оплата урезалась, жильем служили примитивные бараки, ... Рабочих принуждали отовариваться в лавках компании, выдавая часть зарплаты продуктовыми талонами.

Непосредственным поводом для забастовки послужила «история с мясом» на Андреевском прииске, пересказанная в мемуарах участников во множестве версий:
— рабочему прииска (иногда называются конкретные фамилии) выдали протухшее мясо;
— инспекция рабочих нашла в поварском котле конскую ногу;
— женщина (то ли жена одного из работников, то ли одна из проституток) купила в лавке кусок мяса, похожий на конский половой орган.
Версии в источниках иногда частично объединяются, но сходятся в одном: рабочие получили непригодное в пищу мясо.

а далее по сценарию 9 января...

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Бараки и талоны, да и наверняка плохое мясо были годами и до волнений. А вот постановление о запрете вольной добычи золота после работы вышло аккурат перед ними.

Аватар пользователя mumpster
mumpster(6 лет 3 месяца)

вы невнимательны:

Непосредственным поводом для забастовки послужила «история с мясом» на Андреевском прииске

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Незначительный формальный повод, который объединил всех. Как грится "никогда такого не было, а вдруг опять"

Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 5 месяцев)

+++++ не обращайте внимания. Недоумкам недоумково.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Недоумкам недоумково.

А красным хамам - бан. За хамство, не за идеи. Что бы вы потом не орали, баню строго хамло подзаборное. 

Аватар пользователя Аргус
Аргус(9 месяцев 6 дней)

А что там с японскими деньгами?

Аватар пользователя Anseafan
Anseafan(4 года 12 месяцев)

Ныняшняя топорная пропаганда любую оппозицию пытается сделать оранжевой, что очень тупо, но что поделать - работа есть работа.

Забавно, неделю назад вы рассказывали, как вместе с Кургиняном спасли Россию от оранжоидов. Ваше имя теперь можно поискать на скрижалях истории, а по поводу известного гуру -   соглашусь, что львиная доля заслуг в антиоранжевом дискурсе, вплоть до создания тезауруса, принадлежит ему.

Но, объясните в таком случае, чем нынешняя ситуация отличается от тех событий? Оранжевая угроза больше не угроза? Сегодня это уже

топорная пропаганда

или это классическое другое и тут просто понимать надо? )

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(7 лет 6 месяцев)

Причём я же не пишу про иностранное финансирование. 

На вору шапка горит? smile7.gif

Аватар пользователя Престарелый Neo

У Бонча, который Бруевич?! 

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(7 лет 6 месяцев)

У Адика скорее )))

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Если речь об иностранном финансировании не идёт, то аналогия - это расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962. Только в Новочеркасске демонстрация была мирной, а все эксцессы были на стороне.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Ну да. 

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(9 лет 4 месяца)

Это в Новочеркасске-то была мирной? Вы мало о ней знаете. Читайте Семичастного.

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Понятно, что люди были возбуждены, но в солдат не стреляли. Шли с советскими плакатами - как в 1905 шли с царскими знамёнами. Из эксцессов было нападение на отделение милиции в другом месте.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 11 месяцев)

А сколько для этого сделала Ксения Собчак, у которой изъяли 800 килобаксов и столько евро наличкой? smile3.gif

Вот не знаю вернули ли?

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)

сколько было сделано в пропаганде, чтобы любое движение против власти описать как происки западных "партнеров"? =)

хм...

Все еще хуже, весь проект по вхождению в Запад ради которого грохнули СССР и вестернизировали уклад провалился.

ИСТОЧНИК

СССР грохнули ренегаты ради вхождения в Запад.

ИСТОЧНИК

Никогда не отрицал, что СССР сдали ренегаты из ЦК ради вхождения в Запад.

ИСТОЧНИК

и т. д.

ВНПЭД

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(3 года 1 месяц)

Вы хотели что-то сказать, но забыли.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 3 месяца)

ты все понял

Страницы