В какой Новгород заезжал игумен Филипп по дороге из Соловков в Москву ?

Аватар пользователя Подделкам нет

В 1566 году митрополитом Московским и всея Руси становится игумен Соловецкого монастыря Филипп.

...Митрополит Филипп II (в миру Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников и царя Ивана Грозного… Принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычёвых…(1).

Вот что пишет про семейство митрополита Филиппа Володихин Д. М. в своей книге «Митрополит Филипп»(2):

…В XVI столетии семейство «служилых людей по отечеству» Колычевых имело множество ответвлений. Одно из них именовалось Лобановыми-Колычевыми. Именно к нему восходит родословие будущего митрополита Филиппа. Его основатель, Иван Андреевич Колычев по прозвищу Лобан, был крупным новгородским помещиком и важным человеком при дворе великого князя Ивана III. Будущему митрополиту он приходится дедом…

…С 1499 по 1502 год Иван Андреевич (дед митрополита Филиппа – п.н.) сидел наместником в Великом Новгороде. Он женился на дочери одного из представителей видного новгородского боярского рода Есиповых…

…Сын Ивана Андреевича Степан (Стефан) (отец митрополита Филиппа – п.н.) родился где-то в новгородских землях и унаследовал земельные владения на Новгородчине

…Помимо Федора, у Степана Ивановича было еще трое сыновей: Прокофий, Яков и Борис (братья митрополита Филиппа – п.н.). Все четверо числились в новгородских помещиках…(2,с.9-13).

Таким образом, митрополит Филипп был тесно связан с Великим Новгородом и его землями. Более того, есть мнение, что и родился митрополит Филипп не в Москве, как гласит официальная версия, а на Новгородщине.

…Некоторые историки считают и самого Федора Степановича Колычева уроженцем Новгородчины, но это лишь предположение, с которым не согласна часть их коллег…(2, с.10).

О первых 30-ти годах жизни митрополита Филиппа ничего не известно.

…первая половина жизни Федора Степановича Колычева совершенно темна…Первые три десятилетия в судьбе Федора Степановича представляют собой один большой призрак…(2, с.30).

Далее известно, что в 30 лет после бунта в Новгороде против Елены Глинской и опалы на род Колычевых Федор Колычев покидает Москву:

…В 1537 году, при малолетнем великом князе Иване Васильевиче, его родственники стали на сторону старицкого князя Андрея Ивановича, поднявшего в Новгороде бунт против Елены Глинской. Род Колычёвых подвергся опале: дядя Фёдора, Иван Умной-Колычёв, попал в тюрьму, его троюродные братья Андрей Иванович и Гаврила Владимирович были биты кнутом и казнены. После этого Фёдор (будущий митрополит Филипп – п.н.) тайно покинул Москву…(1).

Затем Федор Колычев становится монахом, а потом и игуменом Соловецкого монастыря. В 1566 году Иван Грозный вызывает игумена Филиппа в Москву и предлагает ему занять престол Московской митрополии.

…Спокойная жизнь Филиппа на Соловках кончилась в июне 1566 года. Из Москвы прибыл государев гонец с известием: царь Иван Васильевич желает видеть соловецкого настоятеля «духовного ради совета» и велит ему немедленно собраться для поездки в Москву…

Путь его к столице пролегал через Великий Новгород. Тамошние жители, узнав о приближении будущего митрополита, встретили его задолго до того, как Филипп увидел городские стены. Проведя несколько дней в гостях у новгородцев, он выслушивал их слезные просьбы: «Ходатайствуй, блаженне, ко царю о граде и о нас! Заступайся за свое отечество! » Новгородцы видели в Филиппе земляка, а потому делились с ним опасениями: ходили слухи, будто Иван Васильевич держит гнев на город…(2, с.103-104).

То есть, путь игумена Филиппа с Соловков в Москву проходил через Великий Новгород, жители которого, видя в Филиппе своего земляка, вышли встречать его за город. Известный советский и российский историк Р. Г. Скрынников в своей книге «Царство террора» (3) даёт следующий комментарий к этому эпизоду:

…Интересно, что Филипп выехал в Москву не прямым путем через опричную Вологду, а кружным через земский Новгород. Жители Новгорода поднесли Филиппу подарки (пряные «зелья», перец, инбирь), дворянин Е. С. Трусов пожертвовал 50 руб. и золоченый крест...(3, с. 300, прим. 79).

Скрынников оправдывает такое решение игумена Филиппа тем, что Великий Новгород в то время входил в состав земщины, а Вологда была в опричнине. Соответственно, игумен Филипп, как противник опричнины и сторонник земщины, не захотел ехать через опричные территории. Но в таком случае возникает вопрос: каким же путем игумен Филипп добирался из Соловков в Москву? Сам Р.Г. Скрынников предполагаемый им "кружной" маршрут игумена Филиппа через Великий Новгород не приводит.

Журнал «Православный паломник» (4) рассказывает какие в прежнее время существовали маршруты между Москвой и Соловецкими островами.

…До 1897 г., когда началась эксплуатация железной дороги до Архангельска, основной путь из Москвы на Соловецкий архипелаг выглядел следующим образом:

1. Столбовая дорога через Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Ярославль вела до Вологды;

2. В Вологде путешественники садились на речные судна и шли по рекам Вологде, Сухоне через Тотьму до Великого Устюга, где после слияния с рекой Юг, рождалась Северная Двина;

3. 744 км. предстояло проплыть вниз по Северной Двине чтобы достичь Архангельска;

4. В Архангельске люди пересаживались на морские суда, по одному из рукавов Двины выходили в Двинскую губу Белого моря и более 300 км. (около суток) шли по открытому морю до пристани Соловецкого монастыря...(4).

Следовательно, до конца 19 века основной путь из Москвы на Соловки проходил через Ярославль, Вологду, Великий Устюг, Архангельск и далее по Белому морю до Соловецких островов. Нынешний В.Новгород находится далеко на запад от этого маршрута.

Читаем «Православный паломник» далее:

Альтернативный маршрут на Соловки… выглядел так:

1. Из Вологды сухопутная дорога вела до Каргополя. Причём, можно было воспользоваться двумя вариантами: более коротким, через Харовск и Няндому; и более длинным, но и более, если так можно выразиться, «намоленным», через Кириллов и Ферапонтов монастыри, Белоозеро, Вытегру и Пудож;

2. Город Каргополь стоит на реке Онеге, которая впадает в Онежскую губу Белого моря. Речные суда доставляли паломников от Каргополя до устья, где им, как и в Архангельске, предстояло только пересесть на морские корабли и достичь архипелага. При этом в Онежском маршруте путь по морю составлял лишь 170 км., т.е. почти в два раза короче и быстрее Архангельского варианта...(4).

Еще об альтернативных маршрутах на Соловки:

Также известен 90-километровый морской путь из Сумского посада, расположенного в устье реки Сума. Это наиболее древний страннический маршрут, начинавшийся в заонежском городке Повенец, до которого в свою очередь добирались на водном транспорте по Онежскому озеру. До 1879 г., когда здесь была устроена почтовая дорога, путь к Белому морю выглядел так:

«Путь сей сопряжен со многими трудностями:

1) от Повенца идут они пешком 10 верст до Ромбацкой пристани;

2) от сей пристани 18 верст едут озерами;

3) проехав озера пять верст пешешествуют Масельскою горою… до деревни Масельги;

4) от сей деревни 9 верст плывут Маткозером;

5) из Маткозера переходят одну версту сухим путем до деревни Телекиной;

6) при Телекиной садятся в лодки и 40 верст едут рекою Телекиной до Выгозера;

7) сим озером 20 верст водоходствуют до деревни Койкиниц;

8) отсюда через две версты паки едут Выгозером;

9) тут следует Черный волок, 30 верст протяжения имеющий, которым пробираются до деревни Воренжи;

10) за сею деревнею приходит Сум-озеро, которым едут через 10 верст до дер. Сумострова;

11) от Сумострова пять верст паки Сумозером до его берега;

12) от берега 10 верст идут пешком до дер. Лапиной;

13) от Лапиной 5 верст плывут озерами;

14) от озер остается им сухого пути 15 верст до Сумского острога, где садятся на суда и Белым морем ездят на Соловецкий остров, откуда теми же дорогами в Повенец возвращаются»

Существовали вариации этого маршрута с изменением направления на Кемь, Сороки через порожистую реку Выг, а также на Северную Двину через Сию.

В любом из вариантов это было крайне сложное, если не сказать – экстремальное – путешествие, на которое решались немногие смельчаки…(4).

Маршруты на Соловки: красным – основной, синим – альтернативные варианты, зеленым – предложенный митрополитом Никоном (об этом - ниже).

Ссылка на интерактивную карту маршрутов на Соловки – здесь.

То есть, кроме основного, наиболее часто используемого при путешествиях на Соловки маршрута, были и альтернативные. Но, как указывает «Православный паломник», «…в любом из (альтернативных -п.н.) вариантов это было крайне сложное, если не сказать – экстремальное – путешествие, на которое решались немногие смельчаки.»

Выходит, что для того, чтобы по дороге из Соловков в Москву заехать в Великий Новгород, игумен Соловецкого монастыря выбрал не основной, наиболее часто используемый, а альтернативный «сложный», «экстремальный» и «на который решались немногие смельчаки» маршрут! Странно. С учетом того, что игумен Филипп поехал Москву не по собственному желанию, а исполнял распоряжение царя и, к тому же, сам по себе был не простым паломником, а, выражаясь сегодняшними терминами, генеральным директором Соловецкого монастыря, поверить в то, что он решился на альтернативный маршрут очень сложно. Маловероятно также, что представители Ивана Грозного, прибывшие на Соловки с приказом царя и которые, вероятнее всего, должны были сопровождать Филиппа в его поездке в Москву, позволили бы изменить предписанный основной маршрут на «крайне сложный» и «экстремальный».

Например, по приказу царя в 1652 году на Соловки, но уже за мощами того самого митрополита Филиппа был отправлен Новгородский митрополит Никон. Для него был составлен и ему был предписан именно основной маршрут через Вологду и Архангельск, которым Никон и проследовал. Читаем в статье протоирея Павла Николаевского:

…Более недели прошло в приготовлениях к отправке митрополита Никона и свиты его в Соловецкий монастырь. В это время составлен был для них подробный маршрут с расписанием, каким путем ехать, где останавливаться и как нести мощи. С Москвы до Соловков предписывалось ехать через Вологду на Архангельск...Предписывалось — взяв мощи в Соловецком монастыре, везти их на особо приготовленном судне до Архангельска; местное духовенство должно встретить их со крестами, здесь поставить их на новое судно; а подъезжая к Холмогорам, наперед послать в город с вестью, чтоб везде были свои встречи со крестами; в Холмогорах взять новые суда и новых людей и ехать на Великий Устюг, Тотьму, Вологду; в Вологде архиепископ должен встретить их со всем духовенством и с крестным ходом, а местный воевода — с посадскими и всякими людьми. С Вологды ехать сухим путем на подводах на Ярославль и Москву...(5).

Но прибыв в Вологду, Митрополит Никон, опасаясь за сохранность мощей Филиппа на обратном пути, начинает расспросы и узнает об альтернативном маршруте из Соловков в Москву. Никон пишет письмо царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить изменить предписанный ему основной обратный маршрут на альтернативный через реку Онегу, Каргополь, Белозеро, р. Шексну и далее (см. зеленым на карте выше). Вот, что пишет Никон в своей челобитной царю:

…По твоему, государеву, указу велено мне, богомольцу твоему, ехать в Соловецкой монастырь и, приехав, взяв из Соловецково монастыря мощи святого Филиппа митрополита, ехать к тебе, ко государю, к Москве. А дорогою, государь, велено с мощми святаго Филиппа митрополита ехать из Соловецково монастыря морем к Архангильскому городу, а от Архангильского города на Устюг да на Тотьму, да на Вологду водяным путем. А с Вологды до Москвы сухим путем. А как нести или вести мощи святаго митрополита Филиппа, и то ты, государь, положил на меня, богомольца своего, чтоб мощей святого митрополита Филиппа, везучи сухим путем, не повредить. И только, государь, чудотворцовы мощи сухим путем от Вологды до Москвы вести в санех или нести людьми, или вести лошедьми на носилах, и чюдотворцовых, государь, мощей от такова дальнево пути никоими мерами от поврежения уберечи будет немочно: путь нужной, во многих местех грязи великие и речьки топкие...

…И я, богомолец твой, едучи дорогою, и на Вологде роспрашивал тех людей, которые бывали на Соловках, есть ли с Соловков до Москвы водяной путь, чтоб к Московскому государству приехать водою ближе Вологды. И в допросе, государь, мне, богомольцу твоему, многие люди сказывали, что от Соловецково монастыря до Москвы путь водяной есть оприч тово, што ездят на Архангельской город, и на Устюг, и на Тотьму, и на Вологду. А ехать, де, государь, из Соловецково монастыря морем в Онегу реку да на Каргополь, а от Каргополя Лач озером, а из Лача озера рекою Свидью, а ис Свиди реки в Оже озеро, а из Оже озера до пристани, до Коротково, а от Коротково волоку тритцать верст, а с волоку в реку Ухтому, а рекою Ухтомою версты з две до Бела озера, а из Бела озера рекою Шексною до Волги, а Волгою до Углеча, а от Углеча Дубною, а из Дубны Яхромою до Дмитрова. А всего, государь, тою дорогою от устья, где Онега река пала в море, до Дмитрова водяным путем будет восмь сот тритцать верст, да волоку тритцать верст, да от Дмитрова до Москвы сухим путем шездесят верст. И обоего девятьсот дватцать верст...(6).

Выходит, через 100 лет после поездки игумена Филиппа в Москву ни сам митрополит Никон, ни в его окружении ничего не знали о наличии альтернативных маршрутов из Соловков в Москву. Вероятно, не знали о них и в окружении царя Алексея Михайловича, если сразу предписали Никону основной маршрут из Москвы на Соловки и обратно.

Кстати, следующий русский царь, Петр I, посещал Соловки тоже основным маршрутом через Архангельск:

…В истории Пертоминского монастыря большой след оставило посещение его императором Петром Великим. 2 июня 1694 г. Петр, застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки, принужден был высадиться на берег возле обители, в которой и пробыл несколько дней со всею своею свитою…(7).

Вообще, что касается альтернативных маршрутов из Соловков, то о них, вероятно, мало кто знал. Например, дипломат Священной Римской империи барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 16 веке и составивший подробное описание средневековой России, ничего не пишет о районе, где согласно традиционной истории, должен был бы проезжать игумен Филипп по дороге из Соловков в Великий Новгород. Ниже приведена карта, созданная по описаниям из «Записок о Московии» Герберштейна (8). Видно, что о районе Онежского озера и о прилегающих к нему населенных пунктах и географических объектах Герберштейн ничего не знал. В то же время основной маршрут на Соловки и населенные пункты на нем на карте Герберштейна просматриваются.

Карта из издания "Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии", 1988 г.(8).

Мне могут возразить и сослаться на свидетельство прохождения альтернативным маршрутом из Соловков в нынешний В. Новгород, приведенное в отчете английских путешественников Соутэма и Спарка 1566 года. Отчет называется «Путь водою, открытый нами, Томасом Соутэм и Джоном Спарком, от города Колмогоры через западный конец бухты св. Николая до города Новгорода в России с прибавлением некоторых подробностей, касающихся пути и расстояний в милях, как это следует ниже» (9).

На мой взгляд, маршрут Соутэма и Спарка, как минимум, на участке от Ладожского озера до нынешнего В. Новгорода подделан. Во-первых, описание Ладожского озера и реки Волхов, приведенное в отчете Соутэма и Спарка, не соответствуют действительности. Во-вторых, Соутэм и Спарк указали обратный путь из нынешнего В.Новгорода на Соловки, почему-то, отличающийся от того, которым они проходили и который они знали. В-третьих, экспедиция Соутэма и Спарка и их маршрут не упоминаются среди путешествий и открытий в отчетах других англичан того времени. Более подробно об этом читайте в моей статье.

Синим - маршрут Соутэма и Спарка согласно их отчету. Красным - реальный маршрут Соутэма и Спарка от Ладожского озера по моему мнению. Оранжевым – предложенный Соутэмом и Спарком обратный маршрут от Повенца, которым они не проходили.

Но даже если и допустить, что на участке до Ладожского озера (от пункта 10 до пункта 19 на карте выше) отчет Соутэма и Спарка достоверен, то в нем сообщается о существенных трудностях на этой части маршрута:

...На дороге, в 4 милях от Сороки, в месте, где вода падает со скал, как будто отвесно стекая с горы, нам пришлось выгрузить товары из лодок и заставить тащить их целую милю по сухому пути, после чего таким же порядком живущие здесь люди, крестьяне вышеназванного монастыря, перетащили на руках наши лодки....

...таща и заводя наши лодки, мы прошли всего 11 миль, так как два раза выгружали товары и тащили лодки посуху...

...Тут мы доехали до места, где мы снова принуждены были выгрузить товары и тащить их и лодки 3 мили по сухому пути; таким образом, гребя, таща и подтягивая лодки, мы проехали в этот день еще 7 миль до селения Слобода (Sloboday), где и провели ночь...

...Из Телекиной мы выехали 9-го в 5 часов утра и, войдя в реку, прошли в этот день 13 миль. В одном месте мы тащили лодки и товары 3 мили по сухому пути...(9).

Поверить в то, что игумен Соловецкого монастыря Филипп в сопровождении представителей царя отправился из Соловков в Москву таким маршрутом, как описывают Соутэм и Спарк, при наличии основного, поверенного и гораздо менее опасного маршрута очень сложно.

Кстати, митрополит Филипп упомянут в этом отчёте англичан. Вот, что они пишут:

...Надо отметить, что в наше пребывание в монастыре настоятель еще не был избран, а за две недели до нашего приезда прежний настоятель был вызван в Москву и сделан митрополитом царства, каковым он сейчас и состоит...(9).

На мой взгляд, формулировка "был вызван в Москву" не предлагает возможность какого-либо отклонения от основного предписанного маршрута.

Более того, выясняется, что Филипп ездил из Соловков в Великий Новгород не один, а несколько раз. Как пишет Д. Д. Копанева в работе «К истории Новгородской епархии XVI в.: Соловецкий монастырь и новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551 гг.) (10) »

…По Уставу настоятель монастыря в XVI в. избирался братией и утверждался епархиальным архиереем. Таким образом, инок Филипп должен был предпринять путешествие в Новгород для встречи с архиепископом Феодосием. Как подчеркивается в Житии Филиппа, путь из монастыря в Новгород был непростым: «по морю и по рекам»…Таким образом, за короткий промежуток времени архиепископ Феодосий трижды поставлял в Соловецком монастыре игумена…(10, с.260).

Подтверждает неоднократные посещения Филиппом Великого Новгорода и Д. Володихин:

…Теперь иноку Филиппу, нареченному игумену, предстояло ехать на материк для поставления в сан у архиепископа Новгородского

…Формулировка Жития позволяет предполагать, что Филиппа еще раз возили в Великий Новгород к Феодосию и он опять получил благословение на игуменство в Соловецком монастыре…

…Филипп, среди прочих настоятелей, должен был отправиться в Москву в 1551 году, когда там проходил большой церковный собор, устанавливавший общие правила и запреты, касающиеся жизни духовенства. Позднее собор этот станут называть Стоглавым…. Видимо, на обратном пути Филипп зазимовал в Новгороде…(2, с.54, 58, 87).

Но и это еще не все. Уже став митрополитом Московским и Всея Руси и живя в Москве, Филипп посылает своих помощников на Соловки опять-таки через Великий Новгород. Так, из грамоты митрополита Филиппа от 1566 года следует, что он отправляет соловецкого старца Исайю из Москвы в Соловецкий монастырь с заездом в Великий Новгород:

…Да что есми едучи къ Москвъ взялъ на розходь монастырскихъ денегъ сто рублевъ, и тъ деньги сто рублевъ отослалъ язъ нынъ къ вамъ въ монастырь съ Соловетскимъ старцемъ Исаею. Да въ Новгородъ въ великомъ христолюбцы сносили ко мнъ зелей пряныхъ, перцу, шафрану, инбирю и то все зелье едучи къ Москвъ оставилъ язъ въ Новгородъ у старца у Исака. И тотъ перецъ и шафранъ и инбърь велълъ язъ Исаю взявъ у старца Исаака свести къ вамь въ монастырь на братъю…(11, с.199).

Подытоживая все описанное выше, получаем следующую картину:

1. Инок и Филипп, в миру Федор Колычев, находясь в Соловецком монастыре в период с 1537 по 1566 год неоднократно посещает Великий Новгород.

2. В 1566 году по распоряжению Ивана Грозного для принятия сана митрополита Московского и Всея Руси игумен Филипп, вероятно в сопровождении представителей Ивана Грозного, приезжает в Москву маршрутом через Великий Новгород, жители которого выходят за город и встречают Филиппа, как земляка, с подарками и просьбами.

3. Уже став митрополитом, Филипп в том же 1566 году отправляет соловецкого старца Исайю из Москвы в Соловецкий монастырь опять через Великий Новгород.

4. Основной маршрут из Москвы на Соловки проходил через Ярославль, Вологду, Великий Устюг, и Архангельск. Им пользовались как сами цари, так и их представители.

5. Альтернативные маршруты на Соловки проходили через Каргополь и реку Онега или через Повенец и Онежское озеро. Это были «крайне сложные» и «экстремальные» маршруты для «смельчаков».

6. Каких-либо материальных или документальных подтверждений маршрута из Соловков в Москву через нынешний В.Новгород нет за исключением отчета Соутема и Спарка 1566 года, который, в свою очередь, содержит недостоверную информацию и ,вероятно, следы правки.

7. Почти через 100 лет в 1652 году митрополит Никон отправляется из Москвы на Соловки основным маршрутом через Архангельск. О существовании альтернативного пути из Соловков в Москву через Каргополь Никон узнает только после того начала своего путешествия.

8. Царь Петр I добирался на Соловки тоже основным маршрутом.

Так, все-таки, каким же образом митрополит Филипп в 1566 году попал из Соловков в Москву через Великий Новгород?

Как я уже отметил выше, митрополит Филипп, в миру Федор Колычев, был тесно связан с новгородской землей.

…Некоторые историки считают и самого Федора Степановича Колычева уроженцем Новгородчины…(2, с. 10).

Вопрос заключается в том, уроженцем какого Великого Новгорода был митрополит Филипп. Под Ярославлем есть село Диево-Городище. Вот, что известно об этом селе:

…Рост этой территории усилился в XVII в., когда владельцами западной половины села (Диево-Городище – п.н.) становится род дворян Колычевых, из которого вышел Федор Степанович Колычев (1506 – 1569 гг.), в иночестве Филипп, Святой Митрополит Московский, выступивший обличительными речами против «опричной» политики царя Ивана Грозного…Сохранилось предание, что в XVI в. недалеко от села при впадении безымянной речки в Волгу находилась боярская усадьба самого Митрополита...(12, с.8).

Село Диево-Городище Ярославской области на карте

С этим согласна и Википедия:

Диево-Городище

...По преданию, в XVI веке в селе родился Фёдор Колычёв, впоследствии митрополит Филипп Московский, открыто порицавший опричнину Ивана Грозного и убитый за это Малютой Скуратовым. Согласно тому же преданию, Колычевы в память о Филиппе построили в 1699 году в селе Деево-Городище на месте деревянного каменный храм Смоленской Богоматери…(1).

Село Диево-Городище Ярославской области. Фото из интернета.

Получается, что у Федора Колычева, митрополита Филипа, были земли и имение под Ярославлем, и, вероятно, там же он и родился. Если к этому теперь добавить гипотезу авторов Новой Хронологии (13) о том, что летописным Великим Новгородом древней Руси был Ярославль с прилегающей областью, а не нынешний В.Новгород, то все вопросы сразу же исчезают. Не альтернативным «экстремальным» и «крайне опасным» маршрутом через нынешний В. Новгород ездил митрополит Филипп в Москву, а, как и следовало ожидать, основным через Ярославль – летописный Великий Новгород.

Выводы:

1. Митрополит Филип, вероятно, был родом из села Диево - Городище недалеко от Ярославля – летописного Великого Новгорода.

2. Направляясь из Соловков в Москву в 1566 году игумен Филипп, как и следует ожидать, использовал основной маршрут через Архангельск.

3. По дороге он проезжал Ярославль – Великий Новгород, жители которого вышли встречать игумена Филиппа, как своего земляка.

4. Все прошлые поездки инока Филиппа в Великий Новгород проходили, вероятно, тоже по основному маршруту через Архангельск.

5. По основному маршруту через Ярославль — Великий Новгород, вероятно, ездил из Москвы в Соловецкий монастырь и старец Исайя.

6. В эпоху Романовых письменные источники были отредактированы, а летописный Великий Новгород был перенесен «на бумаге» на берега реки Волхов.

7. Такой перенос привел к многочисленным противоречиям и нестыковкам, в том числе и к возникновению якобы "кружного" альтернативного маршрута следования митрополита Филиппа из Соловков в Москву в 1566 году.

Использованная литература:

1. Википедия, статьи: Филипп II (митрополит Московский), Диево-Городище.

2. Д. М. Володихин «Митрополит Филипп», 2009.

3. Р. Г. Скрынников «Царство террора», 1992.

4. Журнал «Православный паломник», статья "Путь на Соловки", часть 1, 2.

5. Протоирей П. Николаевский "Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа", 2012

6. С.К. Севастьянова "Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками", Приложение 2 "Переписка новгородского митрополита Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1650–1652 гг. (новгородский период). Тексты", часть II "Челобитные и «отписки» новгородского митрополита Никона царю, составленные во время путишествия в Соловецкий манастырь за мощами митрополита филиппа (март – июль 1652 Г.)", 2007.

7. П. П. Сойкин "Православные русские обители", 1910.

8. С. Герберштейн «Записки о Московии», 1988.

9. Ю. В. Готье "Английские путешественники в Московском государстве в XVI век", 1937

10. Д. Д. Копанева «К истории Новгородской епархии XVI в.: Соловецкий монастырь и новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551 гг.), 2018.

11. Грамоты святаго Филиппа, митрополита московскаго и всея России, в Соловецкую обитель, 1861 г.

12. Дмитрий Кшукин "Удельное княжество Деево как феодальное государственное образование средневековой Руси", 2012.

13. Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко "Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля?", 2010.

Дзен-канал "Подделкам нет".

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Muller
Muller(12 лет 9 месяцев)

Несмотря на всю свою нелюбовь к новохроноложеству, не могу не отрицать, что версия, что средневековый Новгород - это какое-то время Ярославль, логикой не обделена. Потому что если есть Нижний Новгород, значит, где-то выше по течению Волги стоит Верхний. И, кстати, Новгородом мог когда-то побыть еще не один новый город, прежде чем получить постоянное название. Или не получить. Белорусский Новогрудок - тоже Новгород...

Аватар пользователя mumpster
mumpster(5 лет 10 месяцев)

+1

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Потому что если есть Нижний Новгород, значит, где-то выше по течению Волги стоит Верхний. 

Хорошая логика! Замечательная! А если есть Ярославль то по течению ниже обязательно должен быть Нижний Ярославль, а выше Верхний Ярославль. 

И это замечательно, что можно обходиться вообще без знаний, используя то, что вы почему-то считаете логикой. 

Аватар пользователя Muller
Muller(12 лет 9 месяцев)

Если бы существовал Нижний Ярославль, то где-то выше по Волге должен был быть либо Верхний, либо просто Ярославль. Уточняющее название никогда не появляется просто так.

Аватар пользователя BQQ
BQQ(11 лет 7 месяцев)

Что-то Носовский тут протупил.

Ясно же, что настоящий Великий Новгород был расположен в Атлантиде и на Руси известен как Китеж.

Аватар пользователя IgnisSanat
IgnisSanat(8 лет 7 месяцев)

Отнюдь! Он был многомиллионным городом Гипербореи, а значит - далеко на севере. Поэтому и сумма дистанций такая большая. Издалека ехали, а не крюки делали.

Кстати, его построили древнеукры, а потом пошли на юг, нести цивилизацию среди варваров. Вырыли Черное море, переплыли и пошли дальше. Создали всякие Шумеры, Вавилоны и Египты. Пирамид строили, львами охотились на динозавров, которые в те времена остались в теплых краях. Оттуда пошли легенды о драконоборцев. Достигли далеко на юг Африки. Там селектировали слонов для потехи, ведь как строительной техники слоны не годятся. Но что-то пошло не так и они одичали на изобилие бананов и слоновьего мяса. Последних остатков в виде государства зулусов застали дикари-европейцы и не разобравшись перебили.

Возможно, в те времена были регулярные контакты северного и южного клона великого украинского народа. Однако великие македоняне перерезали логистику своими восточными походами. Вот и захирело южное направление, а северное осталось и мы его лицезреем. Оно в космос полетело, там всякое по мелочи.

Зрить надо в корень Истории!

Аватар пользователя ТШУ
ТШУ(1 год 9 месяцев)

А вот этот вариант видится мне более правдоподобным. Уже только тем, что не содержит ссылок на свидетельства английских ученых.

Аватар пользователя АлексА
АлексА(1 год 3 месяца)

smile3.gif

Аватар пользователя Ангмарец
Ангмарец(10 лет 7 месяцев)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкий_монастырь

Первое монашеское поселение возникло в 1429 году, когда здесь обосновались преподобные Савватий и Герман, проведшие на острове в уединении шесть лет. В 1436 году, после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви — Преображения Господня и Николая Чудотворца. Архиепископ Иона прислал сюда игумена Павла, которого в 1442 году сменил игумен Зосима. В 1485 и 1538 годах здесь были сильные пожары, в результате, в 1552 году было начато каменное строительство церквей, а в 1590—1594 годах отстроена оборонительная гранитная стена. В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия[1]. До марта 1682 года, когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа Колычёва, избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием.

Здесь упоминаются архиепископы Иона и Феодосий. Кто же это? 

Архиепи́скоп Ио́на (в миру Иоа́нн; ум. 5 ноября 1470) — епископ Русской церкви, архиепископ Великоновгородский и Псковский.

Архиепископ Феодосий (в схиме Феофил1491 — 26 февраля 1563) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Новгородский и Псковский

Обращаю внимание - Новгородский и Псковский!!! В рамках нормальной истории все логично - Новгород и Псков рядом. Новгород практически всегда был в этой паре ведущим. Поэтому они вместе. А вот у хроноложцев тут огромные проблемы. Если типа Ярославль это Новгород, то приходится запихивать в одну епархию Ярославль и Псков. Которые, мягко говоря, вообще не близки друг другу. Причем что-то делать надо и с Ярославской епархией. Про которую написано:

Непосредственной предшественницей Ярославской епархии стала учреждённая в 991 году Ростовская и Суздальская епархия с центром в Ростове; титул правящего архиерея неоднократно менялся.

В 1390 году епархия стала архиепископией, в 1589-м — митрополией, с 1711 по 1783 её возглавляли епископы и архиепископы, с 1783 по 1786 — архиепископы[2].

В 1786 году кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. На тот момент в епархии насчитывалось 29 монастырей[3].

Опять же рекомендую посмотреть где Ростов, Суздаль и Ярославль. В рамках нормальной истории снова все в порядке. А вот в рамках фантазий хроноложцев...получается дичь... ну если Ярославль это типа Новгород. Вся церковная организация в таком случае становится идиотской. Но когда это останавливало полет хроноложцев?

С Архангельском и путем из него тоже забавно. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Архангельска

Архангельск как город основан в 1584. Не на пустом месте, конечно. Но там же прямо написано о резком оживлении торговли с Англией и Голландией, что и привело к образованию города. Торговля явно и подстегнула формирование маршрута от Архангельска. Еще до второй половины этого торгового маршрута не было. И судя по всему, даже просто хорошо отлаженного маршрута не было, т.к. если бы маршрут был, но на нем бы был крупный город. Маршруты сами по себе не существуют. По ним ездят. Так что скорее всего существовал другой маршрут. И довольно логично, что этот маршрут от Соловецкого монастыря вел именно в Новгород. Ведь монастырь относился к Новгородской епархии. Ну а потом увеличилась торговля через север, взлетел Архангельск, сформировался торговый путь. И им стало удобно пользоваться. На него и перешли.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(12 лет 4 недели)

В рамках нормальной истории все логично

Конечно всё логично. Тем более в ВИКИ. 

Подделкам нет "выковыривает" отдельные нелогичности. Последовательно и системно. У него тоже всё логично. 

А что такое "нормльная" истрия? Такими идиотскими словосочетаниями пользуются только историки и напрочь зомбированные ими люди. Есть прошлое человечества. Есть письменные свидетельства о прошлых событиях. Есть дисциплина (не научная) История, в рамках которой они изучаются. И есть модели прошлых событий. Одна из них называется Традиционная история, другая - Новая хронология. В рамках Новой хронологии есть гипотеза: "Новгородом руссских письменных свидетельств явлется Ярославль (упрощённо)". 

Пора перестать пользоваться идиотским термином "история" по отношению к прошлому человечества.  

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Подделкам нет "выковыривает" отдельные нелогичности. Последовательно и системно. У него тоже всё логично. 

Вся системность подделки состоит лишь в постоянном мошенничестве и манипулировании. Логикой там не пахнет. Вся ваша секта построена не на логике, а на вранье. 

Пора перестать пользоваться идиотским термином "история" по отношению к прошлому человечества.  

Пора перестать называть вашу секту альтернативной. По факту вы идеологические диверсанты Запада. 

Кстати, почему мошенники Фоменко и Носовский обходят стороной такой вопрос, как подделка исторических источников? Как вообще возможно подделать сотни тысяч исторических источников? 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(12 лет 4 недели)

Ещё один идиотский термин - "исторические источники". Почему нельзя написать просто и понятно "письменные свидетельства о прошлом"? 

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Неуважаемый мошенник и идеологический диверсант, абсолютно неважно, как ваша свидомая секта называет исторические источники. В любом случае вы со времён вашего идеологического отца русофоба Духинского так и не смогли объяснить каким же образом можно всё это подделать. А без этого все ваши манипуляции являются пустышками, как и головы адептов вашей секты. Понимаешь это? 

Аватар пользователя j_aleks
j_aleks(4 года 8 месяцев)

В рамках Новой хронологии есть гипотеза: "Новгородом руссских письменных свидетельств явлется Ярославль (упрощённо)"

Расскажите поподробнее. Сколько письменных свидетельств о Новгороде исследовали авторы гипотезы? 0,1% от имеющихся письменных свидетельств? 0,01%? 0,001%? Как по единичным источникам можно построить какую-либо гипотезу о содержании всех свидетельств?

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

Так что скорее всего существовал другой маршрут

Иной маршрут был "сложным", "экстремальным", "для смельчаков". Вы это опровергайте. Ваши рассуждения отношения к этому не имеют.

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Вы это опровергайте. Ваши рассуждения отношения к этому не имеют.

Подделка, это ты опровергай. Твои рассуждения отношения к реальному маршруту не имеют. 

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Подделка, как обычно, занимается форменным мошенничеством. К чему вообще эти разборы маршрутов с Соловков до Москвы, если надо разбирать маршрут с Соловков до Новгорода? А новгородцы вполне посещали и Карелию, и Онегу, и Белое море. 

Все выводы до единого - полная туфта. 

И заметим, что, как обычно, свидомая секта мошенников Носовского и Фоменко обходит стороной главный вопрос - Каким же образом можно подделать сотни тысяч исторических источников по Новгороду? А без этого главного всё их маструбирование абсолютно бесполезно. 

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

Все выводы до единого - полная туфта. 

По существу возражения будут?

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

По существу возражения будут?

По существу, это то, что ты, подделка, так и не можешь ответить на главные вопросы:

- зачем кому-то вообще надо подделывать историю Новгорода? 

- каким образом подделать сотни тысяч исторических источников? 

А весь твой помёт никак не доказывает того, что митрополит не мог ехать из Соловков в Москву через Новгород. Для этого, подделка, тебе надо доказать, что Новгорода просто не было. А для этого опровергнуть все исторические источники по Новгороду. 

По существу то у тебя есть хоть что-то? 

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

По существу то у тебя есть хоть что-то?

То есть, возражений нет.

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Ты тупой? Возражения я тебе уже многократно предъявил. 

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 6 месяцев)

Кстати, а откуда мы знаем, что эту статью написало существо? Мне вот кажется, что творения нейросети тут размещать негоже.

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 3 месяца)

Кто читал заметки автора, тот в цирке не смеется smile3.gif

Игумен Филипп (Колычев) ездил в 1566г с Соловков в Москву через Великий Новгород,

по единственной причине :

Соловецкий монастырь входит в Новгородскую епархию,

и как Игумен монастыря, Филипп ехал через свое начальство (архиепископа Новгородского).

И тут сложно, не сложно, а изволь посетить.

Между тем, Ярославль в то время не имел своей епархии, и подчинялся Ростовской.

Собственную епархию Ярославль получил лишь в 1788г

Что вполне доказывает, что во времена Ивана Грозного Великий Новгород и Ярославль были

РАЗНЫЕ города с разным статусом, которые невозможно

перепутать, разве только по пьяни smile3.gif

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

И тут сложно, не сложно, а изволь посетить.

Это не аргумент. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 3 месяца)

Это ваше СЛОЖНО доехать не аргумент.

Да и вообще, ещераз для тех, кто в танке :

Великий Новгород и Ярославль имели до 1788г разный церковный статус как города.

За сим бредятину о том, что это якобы одни и те же населенные пункты,

можно заканчивать.

Хорош уже ржать над здравым смыслом smile3.gif

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Летописи тебе не аргумент, хотя ты, подделка, даже не в состоянии доказать их фальшивость. Археология тебе не аргумент, хотя ты даже не в состоянии объяснить, каким образом именно в Новгородской земле лежит то, что принадлежит Новгороду...  Здравый смысл и логика тебе тоже не аргумент. Но тут хотя бы понятно, ты в них не умеешь. 

Всё, что ты можешь выдвинуть в ответ на источники, археологию и логику, это "всё подделали" и "это не аргумент". Это фиаско, малыш. 🤣

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 3 месяца)

Этот крендель умело обходит факты поездок князей, купцов, игуменов из Великого Новгорода

в Ярославль или наоборот, которые безусловно имели место быть,

если покопаться в документах.

Вот где будет ржака, когда ехали не один день люди,

хотя по его идиотским выкладкам, речь видимо шла о том,

чтобы перейте с одной улицы на другую в рамках

одного населенного пункта ))

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Мало того, эта свидомая подделка под россиянина, периодически использует цитаты из источников, где как раз и одновременно и описываются Ярославль и Новгород, как разные города, а ярославцы участвуют в войне против новгородцев. Но у тупых свидомитов ещё со времён их батьки Духинского проблемы с логикой. Лишь бы России нагадить. Надеюсь, настанут времена, когда таких вот персонажей удостоят звания иноагентов, кем они и являются.

Аватар пользователя АлексА
АлексА(1 год 3 месяца)

Какой настырный однако му.....дядя, ковернадцатая заметка на АШ с "аннигиляцией" Новгорода smile42.gif. Никак не пойму чем не угодил ему Господин Великий Новгородsmile59.gif

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Никак не пойму чем не угодил ему Господин Великий Новгород

Тут всё просто. Ключевыми точками русского народа являются язык, вера, семья, история. Так что все враги России, естественно, бьют именно по этим точкам. Секта ФиН, членом которой является и Подделка, специализируется на дискредитации истории России. А Великий Новгород, занимающий важнейшее место в русской истории, просто не может не быть объектом нападок вражеской агентуры. Этим занимались в своё время поляки. Этим занимаются свидомые украинцы. Перечеркнуть историю Новгорода стремятся и их агенты внутри России. Подделка один из них. Одно отрадно, он глуп. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 3 месяца)

Скажу проще и конкретнее.

Русь пришла с севера.

По летописи русское войска вообще захватило Киев и убило его правителей.

То есть во всей логике летописи - Киев город завоеванный.

Великий Новгород как центр притяжения основан независимо от Киева.

А Ярославль основан Рюриковичами, уже выбравшими захваченный Киев 

в качестве столицы.

Вот и вся мякотка ))

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

Никак не пойму чем не угодил ему Господин Великий Новгород

Не Великий Новгород, а Новгород на Волхове. Это разные вещи.

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

поездок князей, купцов, игуменов из Великого Новгорода

в Ярославль или наоборот, которые безусловно имели место быть,

если покопаться в документах.

Покопайтесь. 

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

Игумен Филипп (Колычев) ездил в 1566г с Соловков в Москву через Великий Новгород,

по единственной причине :

Соловецкий монастырь входит в Новгородскую епархию,

Никон, митрополит новгородский, через 100 лет не знал иного пути на Соловки, как через Ярославль, Вологду и Архангельск. И обратно, кстати, тоже ехал не через нынешний В. Новгород.

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 3 месяца)

Вы бы хоть не позорились, и вспомнили, В КАКОМ СТАТУСЕ Никон в 1652г ездил на Соловки

по чьему поручению и зачем.

Тогда бы у вас не было вопросов, почему Никон поехал как удобнее и быстрее.

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

В КАКОМ СТАТУСЕ Никон в 1652г ездил на Соловки

по чьему поручению и зачем.

Филип тоже ездил по поручению царя и в статусе почти митрополита Московского и Всея Руси. 

Тогда бы у вас не было вопросов, почему Никон поехал как удобнее и быстрее.

Здесь согласен: через Ярославль - Вологду - Архангельск удобнее и быстрее.

Аватар пользователя j_aleks
j_aleks(4 года 8 месяцев)

через Ярославль - Вологду - Архангельск удобнее и быстрее

Как из Ярославля можно было добраться в Архангельск минуя Вологду?

Филипп выехал в Москву не прямым путем через опричную Вологду, а кружным

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Никон, митрополит новгородский, через 100 лет не знал иного пути на Соловки, как через Ярославль, Вологду и Архангельск. 

Какое чудное сочетание лжи и мошенничества. Во-первых, ты не можешь доказать, что там знал Никон, а чего не знал. Посему, ты просто врешь, утверждая, что он "не знал иного пути". А манипуляция заключается в том, что его путь из Москвы на Соловки никак не является путём из Соловков в Новгород. Так что само по себе лживое утверждение, что он не знал иного пути Соловки-Москва, никак не может служить аргументом против пути Соловки-Новгород. Ну а то, что он "поехал не через Новгород", говорит лишь о том, что он ехал не в Новгород. 

Ну и как обычно у вас свидомых бывает - зрада. Во-первых, Никон был не " митрополитом новгородским", а митрополитом Новгородским, Псковским и Великолукским. Что логично, если Новгород является Новгородом, в не Ярославлем, как вы тут бредите. А во-вторых, в этот момент митрополитом Ростовским и Ярославским уже пару десятков лет был Варлаам. Упс... 🤣

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 3 месяца)

То что из Москвы до Соловков есть более удобный путь,

чем через Великий Новгород, не является доказательством того,

что Великий Новгород это Ярославль.

До такого додуматься может только идиот ))

А Никон за мощами Филиппа (по благословению Царя) поехал из Москвы в статусе

митрополита Новгородского, Псковского и Великолукского.

Никакого церковного руководства для него в Великом Новгороде не наблюдалось.

Он сам там был себе Главой церкви.

И совершенно логично, что заезжать в Великий Новгород по дороге из Москвы

до Соловков у него не было надобности. При этом следует отметить,

что по пути из Москвы в Соловки он "просидел" в Вологде почти месяц. 

ПыСы : обратно из Соловков с мощами в Москву Никон возвращался вообще ТРЕТЬИМ путем,

и мимо Ярославля, и мимо Великого Новгорода.

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

и мимо Ярославля

Не мимо. На обратном пути Никон тоже через Ярославль проезжал.

Аватар пользователя Kamak
Kamak(6 лет 6 месяцев)

Чего-то мне кажется, что есть неувязки. Пусть Новгород будет Ярославлем.

1. Ярославские ушкуйники обнаружили высадку шведов у Ижоры у реки и Александр Ярославович метнулся пулей за 600 км по прямой и навалял им по головам. Здесь как раз зона ответственности Новгорода, его подбрюшье.

2. Псков - это Череповец, ведь древний Псков всегда был в 200 км от Новгорода, это сосед.

3 Ильмень озеро - это Рыбинское водохранилище, там Садко гостил у подводного царя, это же рядом с Новгородом Ярославлем.

4. Ну, и Волхов, на мосту которого выясняли отношения пацаны с Торговой стороны и с Софийской - точно великая река Волга с выходом через Старую Ладогу в Ладожское озеро.

Я не историк, но подозрения имею.

Аватар пользователя морган
морган(8 лет 9 месяцев)

Да и суздальцы все норовили перекрыть подвоз зерна к Новгороду почему то в Торжке... Лохопелы, они на километров 500 и на градусов 90 ошибались все время smile3.gif

Чем, кстати доставляли не мало проблем Новгороду-Ярославлю. На Липецкую битву, объединенному воинству Новгорода- Смоленска (Где Ярославль и где Смоленск...) пришлось сначала тайно совершить марш к Торжку, а потом уже открыто вернуться по Волге, ОБРАТНО...

 

Аватар пользователя Подделкам нет
Подделкам нет(9 месяцев 3 недели)

там Садко гостил у подводного царя, это же рядом с Новгородом Ярославлем.

Эта тема - в разработке.

Аватар пользователя Arvur
Arvur(8 лет 9 месяцев)

Я далек от темы хронологии, прошу не пинать smile1.gif Но вот какая мысль посетила.

В Москве есть практика давать временные названия типа "Проектируемый проезд №хххх".

Что мешает нам предположить аналогичную практику называть Новгородом новое поселение?

В таком разе Новгородов может быть много. И в каждый момент несколько разных.

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Что мешает нам предположить аналогичную практику называть Новгородом новое поселение?

А потом надо предположить, что поселение уже имеет своё название, но его упорно путают с Новгородом? Так. 

Но речь идёт о Великом Новгороде, который хоть и получил когда-то в древности своё название Новый Город по отношению к старому Городищу, но всё-таки не пытался никем ни с Нижним Новгородом, ни с Новгородком. 

Аватар пользователя Arvur
Arvur(8 лет 9 месяцев)

Тут не о чем спорить. Это просто гипотеза. Написанное мной выше будет иметь смысл только, если где-то подтвердится практикой.

По вашим замечаниям невозможного, кстати, не вижу:

Новгород - удобное слово, хорошо ложится на язык. Можно предположить, что после переименования какое-то время используются оба имени.

Не во всех цитатах указан четко Великий Новгород. Без полного названия речь может идти про любой новый городок.

Аватар пользователя amp-amp
amp-amp(3 года 5 месяцев)

Не во всех цитатах указан четко Великий Новгород. Без полного названия речь может идти про любой новый городок.

Ваша секта как то упускает, что летописный Новгород был на реке Волхов около озера Ильмень, соседствовал с чудью и карелой. Найдете хоть один Новый Город с такими ориентирами, то ваши украинские коллеги выдадут вам в награду шмат сала... Ну или жёлудь. 

Аватар пользователя j_aleks
j_aleks(4 года 8 месяцев)

секта как то упускает, что летописный Новгород был на реке Волхов около озера Ильмень

У сторонников секты нет ограничений в кретинизме, в том числе и топографическом. Летописным озером Ильмень они считают Костромской залив Горьковского водохранилища, появившийся в объективной реальности в 50х годах 20 века:

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. "Словен и рус"

"Вероятно, именно во время разлива Волги древние летописцы и описали Костромской залив под именем "великого озера Ирмерь".

Аватар пользователя Arvur
Arvur(8 лет 9 месяцев)

Однако. Как вас прорвало то. Вы не нервничайте попусту, это не полезно. Я просто мимо проходил, мне пофигу на эти циферки ))

И смею заметить, что ваши оппоненты себе такого не позволяют.

Если бы мне взбрело в голову выбирать в этом споре сторону, это был бы весомый аргумент.

Аватар пользователя Kei
Kei(7 лет 7 месяцев)

Я так понимаю, вариант, что у Филиппа просто были дела в Новгороде, родном городе, полном друзей, знакомых, родичей и коллег не рассматривается? Опять же, путь на Соловки из Москвы и из Соловков в Москву это вполне могут быть два разных пути. Стоит учитывать речное течение. И если скатится по Двине до Архангельска симпатично и приятно, то обратно, идти на вёслах  или бечевой против течения- тяжко... Возможно дать крюка и пешком пройти несколько волоков было быстрее чем выгребать против течения... 

Страницы