Демография СССР/РФ, воспроизводство населения до и после 1992 в разрезе политики государства и состояния общества

Аватар пользователя Петр Петрович

Аборты в СССР

Аборты в РФ

Умерло тысяч человек

  • 1992 год — 1807,4
  • 1993 год — 2129,3
  • 1994 год — 2301,3
  • 1995 год — 2203,8
  • 1996 год — 2082,2
  • 1997 год — 2015,7
  • 1998 год — 1988,7
  • 1999 год — 2144,3

=16 672,7

Родилось тысяч человек

  • 1992—▼1587,6 тыс. чел
  • 1993—▼1378,9 тыс. чел
  • 1994—▲1408,1 тыс. чел
  • 1995—▼1363,8 тыс. чел
  • 1996—▼1304,6 тыс. чел
  • 1997—▼1259,9 тыс. чел
  • 1998—▲1283,2 тыс. чел
  • 1999—▼1214,6 тыс. чел

=10 800,7

Итого: - 5 872

Коэффициент воспроизводства 1950 2008

Снижение  в 1959 году, снижение ниже уровня воспроизводства в 1963 = начало вымирания, максимальное снижение в 1979, 1979-1985 рост, 1985 выше уровня воспроизводства, 1988 снижение, абсолютный минимум 1999.

Считается, что рождаемость растёт с ростом уверенности в будущем и перспективах = при наличии оптимизма и хорошего информационного фона и соответственно падает при отсутствии оных. Смертность в обратную сторону. Так же следует учитывать, что рост рождаемости определяют события годом ранее. Соответственно возникают вопросы относительно того, что случилось в 1958-59, в 1979-80. Почему началось резкое падение в 60е? Что сгладило темпы провала в 1963? Что повлияло на рождаемость после 1979? С 1985 -1988 всё понятно - Перестройка и рост надежд с последующим разочарованием, далее распад страны.

Рождения и смерти 1956 -2021

Рождаемость началась снижаться довольно резко с 1961, но смертность до 1964 оставалась на прежнем уровне. После 1964 смертность неуклонно растёт до 1985 года, далее заметное и резкое снижение в рамках 1 года и последующий рост одним темпом до 1992. Рождаемость просела до минимума в 1969, далее плавный рост - более пологий, чем рост смертности. Скачок в рождаемости в 1983, провал в 1986 и опять кратковременный и довольно резкий рост. Далее стабильное снижение с замедлением на уровне 1993, минимум в 1999. При этом надо отметить, что при замедлении темпов снижения рождаемости смертность продолжала расти прежним темпом, достигнув  промежуточного пика, после чего почти так же резко снизилась. Рост смертности так же начался до достижения рождаемостью минимальных значений. Рост рождаемости в 2000м, 2007м. Выход на плато в 2012. Падение рождаемости 2018. Резкий рост смертности в 2019.

СКР 1960-61 дал СКР 1980-85


У мужчин

1. Стабильный рост ожидаемой продолжительности жизни с 1896 по 1965.

2. Стабильное снижение ожидаемой продолжительности жизни с 1965 по 1982.

3. Кратковременные взлёты и падения в период Перестройки.

4. Стабильное снижение после 1986 года.

У женщин

1. Рост до 1969

2. Колебания возле среднего значения 1969-75

3. Просадка среднего значения с сохранением волатильности. 1975-81

4. Рост среднего значения 1981-85

5. Рост среднего значения 1985-91

6. Снижение. 1991-94

В России из 39,1 миллионов женщин детородного возраста (от 15 до 49 лет) 6 миллионов бесплодных(на 2005). По данным ВОЗ в среднем около 5 % популяции бесплодно(на 2013). У женщин 1930—1960-х годов рождения в браке (официальном или гражданском), уровень бесплодия не превышал 4 %, а среди женщин 1970 года рождения этот показатель уже близок к 6 %(2015).

Лучшими репродуктивными годами у женщин считается возраст 20-30 лет.

«Существует два пика снижения фертильности у женщин. Первый пик происходит в 27 лет. В этом возрасте далеко не все женщины имеют семью и планируют рождение ребенка. Но репродуктивная система работает по своим законам, задуманным природой. Второй пик снижения фертильности отмечается в 35 лет. После 35 лет резко повышается риск хромосомных аномалий эмбриона, что может приводить к отсутствию наступления беременности (когда патология эмбриона несовместима с жизнью), выкидышам, неразвивающимся беременностям, а также к рождению детей с хромосомными заболеваниями»

Возраст от 20 до 24 лет – лучший период для беременности. В этом возрасте 90% яйцеклеток генетически в норме, а именно этот факт влияет на зачатие здорового ребенка. Вероятность зачать здорового ребёнка в этом возрасте – 96%.

Заметное снижение фертильности  у мужчин наступает после 60 лет(при падении выработки тестостерона), но фактически у мужчин не существует возрастной границы, при которой мужчина не может стать отцом и всё определяется индивидуальным состоянием организма.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Astro_Graf
Astro_Graf(9 лет 5 месяцев)

У мужчин

2. Стабильное снижение ожидаемой продолжительности жизни с 1965 по 1982.

Что бы это могло быть?

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Алкоголизм, отсутствие ожидания изменений к лучшему, снижение благосостояния, рост преступности.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Стабильный рост рождаемости в десятилетие с 1979 по 1988. Вплоть до начала горбачёвщины.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

В 70-79 рожали родившиеся в 50-59, в 79-84 родившиеся в 60-65, в 85-88 рожали 66-69.

66 родилось меньше уровня воспроизводства, они родили в 88 меньше уровня воспроизводства. Рост с 1979 зеркальное отражение падения после 59.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

И что из этого следует? Роста в 1979-87 не было? А потом резкого обвала с началом горбачёвщины?

А родившиеся в 1979-1987 когда рожали?

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

И что из этого следует?

Ничего. Полнее ответил под другим комментарием.

А родившиеся в 1979-1987 когда рожали?

1979 в 1999-2004, 1987 - 2007-2012

  минимум в 1999.

Родившиеся в минимум 1979, родили минимум 1999 и тд

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

1979 в 1999-2004, 1987 - 2007-2012

А чё-то херово рожали-то.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Как есть.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Тоже небось что-то "отложенное"?

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Вам что-то непонятно в  "минимум 1979го, родил минимум 1999го"? Рост в 2000е это рост в 1980е с лагом в 20-25 лет, потом идёт провал. Демография это волновой процесс.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Это-то мне понятно. Мне непонятно, зачем плодить "объяснительные" сущности там, где очевидно наблюдается циклический процесс.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Вам может понятно, другим может не понятно и они про это никогда не думали и не читали.

Аватар пользователя Bzz
Bzz(8 лет 3 недели)

Нууу... Не знаю. Вот частный случай.

Семья, пятеро детей, рожденных в интервале 1938-1950.

8 из 9 их детей были рождены в интервале 1966-1975.

Но 6 из 9 их детей были рождены в интервале 1970-1975.

В трех семьях один из родителей получил высшее образование, но необязательно сразу после школы.

Большинство детей было рождено в семьях, которые могли поддерживать личные контакты. Чаще - через родительский дом.

В общем, едва ли все ограничивается простой "нумерологией" :о) КМК стоит обратить внимание на изменение тенденций в становлении образования, семьи и общественных ценностей, соответствующих "выходу в люди" (список факторов неполный, конечно).  И добавить их на графики.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Вот частный случай.

Голубцы

Аватар пользователя Bzz
Bzz(8 лет 3 недели)

Это было к чему?

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

У кого-то много у кого-то мало - кто-то ест капусту, а у кого-то мраморная говядина,  а по статистике все едят голубцы.  Нет смысла говорить про отдельные примеры если речь идёт о статистике по популяции.

Аватар пользователя Bzz
Bzz(8 лет 3 недели)

Вы ищите причины?

Коммент был о причинах.

Корреляции с образованием в моем примере нет.

А вот те, кто уехал из семьи далеко (остался без поддержки родни и близкого образца для сопоставления собственного пути), имели мало детей.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Вы ищите причины?

Не в этой статье

Коммент был о причинах.

 Ок, теперь более понятно.

Аватар пользователя ГУДвинъ
ГУДвинъ(8 месяцев 1 неделя)

Скорей эхо войны главное...после нее ведь остались миллионы мужчин с ранениями и как раз с 60х начали сказываться их последствия (более ранние смерти и снижение ОПЖ)

Аватар пользователя Сыч сычевский

Закон о запрете абортов действовал в СССР до 1955 года. 

В 30-х Сталин сначала сделал аборты платными, а потом запретил аборты и не просто запретил, а криминализировал все что касалось этой темы.  Весной 1955 года Хрущев добивается ухода Маленкова с поста главы Советского Правительства и уже осенью 1955-го Хрущев делает аборты доступными для всех:

"23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене запрещения абортов" производство операции искусственного прерывания беременности было разрешено всем женщинам при отсутствии медицинских противопоказаний."

Ларчик просто открывался!

Добавьте раннюю смерть покалеченных и тяжелораненых ветеранов ВОВ (отец рассказывал таких лет за 10-15 "стало не видно"), перебои с продуктами питания в городах при Хрущеве и рост цен на них, начало алкоголизации населения в 60-х. Когда настала рожать тем кто родился в 60-х начались разные кумулятивные эффекты. И начался снежный ком, потому что каждое следующее поколение размножалось все хуже. То Перестройка, то перестрелка, то ковид с СВО. 

Аватар пользователя Скорпион 1961
Скорпион 1961(3 месяца 2 недели)

В статье в корне не верный вывод.  Рождаемость зависит от количества рожениц, а никак от других причин.  Падение рождаемости в 60 годах - это последствия от ВОВ, когда мало родили детей, причина понятна и так.  И вот этот двадцатилетний цикл "малорождённых" повторяется каждые раз, плюс сейчас наложились "малорождёные" в 90 годы.

Как ни странно, но вот фертильность на каждую женщину растёт и примерно догнала советские времена - а это хороший показатель.  

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

 

В статье в корне не верный вывод.

В статье вообще нет никаких выводов.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

нет никаких выводов

А должны были бы быть.

О том, что обвал рождаемости был непосредственно связан с горбачёвщиной и ельцынщиной.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

О том, что обвал рождаемости был непосредственно связан с горбачёвщиной и ельцынщиной.

Это называется подгонка исследования под заранее известный и желаемый ответ, я таким не занимаюсь.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Нет. Это прямо следует из цифр. 

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

 

Нет. Это прямо следует из цифр. 

Какая перестройка была в 1959? Почему обвалилась рождаемость, которая до того плавно росла?

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

С конца 1950-х резко ускорилась урбанизация. Странно, что Вы этого не знаете.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

 

С конца 1950-х резко ускорилась урбанизация.

Не соответствует действительности. С середины 50х по середину 60х никакого резкого ускорения урбанизации нет и при этом она идёт, а воспроизводство не снижается, а увеличивается до 59-60го года, потом резкий обвал.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

58eb80458def6909601af84d8eee234a.png (1095×780)

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Рекомендую использовать таблицы с разбивкой по годам, а не по десятилетиям, тогда стремительность урбанизации не будет мерещиться.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Но Вы хотя бы видите, в какие годы городское население превысило сельское?

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

В 1962 - общее 220, город 111,2 село 108,8

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Смотря как считать. Если жителей ПГТ к сельскому населению не относим, то раньше.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Если жителей ПГТ к сельскому населению не относим, то раньше.

В деревне тоже живут в домах, а не в землянках и не на улице.

Го́род — на­се­лён­ный пункт, имею­щий со­от­вет­ст­вую­щий ста­тус.

Нет статуса города это не город. Не надо упорствовать и мучить сову. Стремительного роста урбанизации в указанный период нет, есть рост населения, есть рост урбанизации, есть увеличение воспроизводства с 1950 по 1959, потом резкий провал.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

ПГТ всё же отличается от деревни. И по рождаемости в том числе.

Но даже если без них. Численность городского населения превысила численность сельского никак не позднее 1958 года.

А рождаемость в этих двух стратах, как ни крути, совсем разная.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Вас не смущает порядок цифр в вашей таблице в сравнении с моими данными?

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Думаю, это просто от Вашей невнимательности. Мы говорили о России, а не о СССР в целом.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Это вы говорили о России, а у меня в статье все данные до 1992 года по СССР

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

А какой смысл рассуждать, к примеру, о республиках Средней Азии?

Вы просто подменяете предмет исследования.

Так нельзя. Либо от начала до конца изучаем данные по России, либо от начала до конца - по сумме республик.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

А какой смысл рассуждать о республиках Средней Азии?

Если их не учитывать, то тогда провал рождаемости в 1959-63 будет ещё более оглушительным. По РСФСР в 1957-58 соотношение родившихся детей к убитым было 1 к 1, в 1964 на одного рождённого приходилось 2,3 убитых. В 1964 мы не дополучили  3 050 000 детей, что практически равно количеству рождений в 1957. Количество абортов в РСФСР было 2 раза выше, чем по прочим республикам.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Ой-вэй!

Мы уже с СКР на "убитых" переехали...

Не надоело ужом-то на сковородке извиваться? Советский СКР > 2. Причём, с конца 1970-х по третий год горбачёвщины - рост. Вне зависимости от "убитых" или "оживлённых". Сейчас - меньше полутора. Выводы какие?

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Выводы какие?

На рождаемость влияет политика государства в области семейного права, степень либеральности законов в области применения прерывания беременностей, позитивное состояние психологического и информационного фона общества, экологическая обстановка в местах проживания.

Не надоело ужом-то на сковородке извиваться?

Всё-таки не сдержались, ведь никак не можно признать неправоту.

+ Советский СКР > 2

Я сам себе показывал уровень воспроизводства населения в 60е?

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

На рождаемость влияет политика государства в области семейного права

На рождаемость прежде всего влияет понимание людьми долгосрочной стратегии государства. Во всём, а не только в области семейного права. Если такого понимания нет (как сейчас), рожать не будут. Если понимание есть, но оно расходится с целеполаганием народа (как в 90-е) - то же самое, рожать не будут. В 60-е СССР от концепции мирового лидерства перешёл к концепции мещанского гуляш-социализма и конвергенции, от идеи построения самого лучшего к идее собственной вторичности. Что не соответствовало ожиданиям народа. И немедленно сказалось на уровне рождаемости.

Аватар пользователя Сыч сычевский

Аборты в 1955-м снова разрешили. Совсем.

Аватар пользователя Артания
Артания(4 года 1 день)

В начале 80х ( точнее не помню, искать  лень) был введен частично оплачиваемый декретный отпуск до достижения ребенком возраста 1 год. Точно тоже уже сумму не вспомню, платили в месяц что то в районе 35 рублей. И был возможен неоплачиваемый отпуск до достижения трех лет, без потери трудового стажа. Чаще всего на практике это был первый ребенок, далее год декрета в течение которого "получался" еще 1 ребеночек.Ну может  мама на сколько то и выходила на работу,после первенца, но ненадолго, до следующего декрета... Вот потому было некоторое повышение рождаемости. А до этого нововведения - 2 месяца послеродового декрета.. и дальше- "это ваши проблемы". 

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Рост рождаемости с 1979 по 1987 был очень хороший.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Это отложенное рождение у тех, кто должен был родить раньше, именно по этому снижение до того более плавное(после резкого обвала), а рост скачкообразный, но в меньшей степени, так как фертильность перестарков снизилась.

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(12 лет 1 месяц)

Докажите.

Аватар пользователя Oberon
Oberon(12 лет 10 месяцев)

Нет Петр Петрович вот тут вы не правы, поскольку можно посмотреть на коэффициент рождаемости, то есть рождаемость на одну женщину и там точно такой же рост.

Аватар пользователя Петр Петрович
Петр Петрович(4 месяца 2 недели)

Нет Петр Петрович вот тут вы не правы, поскольку можно посмотреть на коэффициент рождаемости, то есть рождаемость на одну женщину и там точно такой же рост.

В чём я не прав? Тут нет никакого противоречия, так как коэффициент рождаемости сумарный. Количество родивших женщин выросло = вырос коэффициент. Вероятность родить третьего ребёнка ниже, чем родить первого и второго. Большую часть прироста дали родившие первый и второй раз - те кто родил бы этих детей раньше, если бы были иные условия.

СКР 1960-61 дал СКР 1980-85


Страницы