Школа-2050

Аватар пользователя Wic

За последнее время я вижу ну очень много обсуждений проблем школьного образования. Причем количество и характер этих проблем не создают ощущения, что можно решить их какими-то простыми способами.

Поэтому отвлечемся от конкретных насущных проблем и попробуем нарисовать картинку далекого будущего – как будет выглядеть общеобразовательная школа, например, лет через 25? Чтобы понимать – куда вообще идти то надо?

Школа-2050 Образование, Учеба, Обучение, Развитие, Будущее, Школа, Длиннопост

Первым делом следует понять, какими критериями будут руководствоваться наши потомки, какие параметры максимизировать. Ведь в таких вопросах правильная постановка задачи – это половина ее решения.

Большинство тех, кто обсуждает систему образования, выставляют в качестве целей что-нибудь вроде: «Как мне хотелось бы учиться самому» или «Как мне хотелось бы видеть учебу своих детей». То есть субъективные эстетические критерии, к тому же еще и очень разные. Поэтому ориентироваться на них не будем.

Также нет смысла рассматривать всякие морально-этические критерии – неизвестно какой она будет эта мораль в 2050-м году. К тому же мораль является производной от хозяйственных реалий, вот поэтому именно их и зададим в техническом задании.

Цели

Итак, целями Школы-2050 скорее всего будут:

1) Снижение общих расходов общества на систему образования и воспитания. Под «обществом» тут имеются ввиду и родители и государство в сумме. Под «расходами» тут также подразумеваются все виды расходов – и деньги и силы и время.

2) Подгонка уровня образования и воспитания выпускников школы к потребностям общества. Тут опять же имеются ввиду и экономические потребности и политические потребности и прочие. А, поскольку потребности эти могут меняться, то и система образования должна иметь возможность сравнительно быстрой перенастройки на новые задачи.

3) По возможности – решение каких-то социальных проблем, если эти не противоречит п.1 и п.2

Почему так важна минимизация расходов? В ходе предварительных «кухонных» обсуждений выяснилось, что многим это неочевидно. Потому что:

1) Сейчас общим местом является утверждение, что вырастить ребенка это довольно дорого. И это оказывает угнетающее влияние на демографию.

2) В связи с общемировым экономическим спадом (который будет продолжаться еще много лет) и исчерпанием многих легкодоступных ресурсов общее количество ресурсов будет снижаться. Поэтому любые вопросы экономии этих ресурсов сейчас актуальны.

3) Хорошая реформа должна быть с положительной суммой. Иначе это не реформа, а передел сфер влияния. А вот при положительной сумме есть неплохие шансы договориться со всеми участниками по-хорошему. Ведь, как показывает практика, даже полные отморозки способны мирно разделить прибыль, но даже культурные люди бывают неспособны мирно разделить убытки.

Почему так важна подгонка выпускников к определенным требованиям? Дело в том, что современная школа это порождение индустриальной эпохи, для которой был характерен избыток населения – крестьяне массово переезжали в города и устраивались работать на заводы. Из-за этого от школы требовалось, во-первых, занять чем-то детей, пока родители на работе, а, во-вторых, обеспечить базу фильтрации кадров для всё той же промышленности.

В данный момент этого самого избытка населения нет, скорее наоборот, есть его прогрессирующий недостаток. Поэтому вместо фильтрации следует со временем перейти к целенаправленному выращиванию нужных специалистов в нужном количестве.

Исторический экскурс

Но для начала вернемся в прошлое и посмотрим – почему же дети раньше были дешевы в выращивании, а сейчас дороги.

Как выглядел типичный … хмм … «рабочий день» доисторического мужика? Проснулся, почесал яйца, взял копье и пошел в лес на охоту. Вечером вернулся, принес гуся там или пару зайцев, если повезет – косулю. Сдал добычу женщинам, обработал раны, поужинал, завалился спать. Дети? Ну бегают тут какие-то.

У женщин рабочий день выглядел примерно так же, просто они от пещеры не так далеко отходили. Сбор ягод, грибов, ну и хозяйственные работы – еду приготовить, одежду сшить или починить, горшок глиняный слепить и т.д. Дети? Ну бегают тут, какие-то мои, какие-то нет.

При переходе к земледелию ситуация принципиально не поменялась, просто рабочий день мужчин и женщин стал более похож – всё те же хозяйственные хлопоты с утра до вечера.

Школа-2050 Образование, Учеба, Обучение, Развитие, Будущее, Школа, Длиннопост

Видите ли вы тут какое-то воспитание да образование? Правильно – не видите. Потому что его тут нет. А всё потому, что нагружать взрослых трудоспособных мужчин и женщин такой ерундой нецелесообразно – они занимаются добычей еды.

Кто же занимался воспитанием и образованием детей? Старики и старшие дети. Это первая причина дешевизны процесса.

Вторая причина – дети с раннего возраста начинали участвовать в хозяйственной деятельности. Насчет пещерных людей не знаю, но вот у земледельцев ребенок лет 10-ти уже окупал себя в хозяйственном смысле – выполнял объем работ, эквивалентный съедаемой пище.

Сейчас же ситуация такова, что вокруг детей прямо или косвенно крутится слишком много трудоспособных взрослых, а сами дети практически не участвуют в хозяйственной деятельности.

Отсюда и высокая стоимость выращивания детей.

Роль родителей

Вопреки вышенаписанному, лично я всегда был глубоко погружен в процесс воспитания и образования своих детей. Сначала возил их в частный садик, потом в частную школу, сам занимался с ними дополнительно и т.д. В процессе много общался и с учителями, и с другими родителями, обсуждал методы обучения и воспитания детей, их психологию и прочее. То есть, постоянно находился в среде таких же родителей, как и я, потому думал, что это нормально, что так и должно быть.

Но, когда я начал пересекаться с нормальными родителями, то выяснилось, что у них всё совершенно иначе. Что нормальный родитель, придя с работы, хочет лишь поужинать, сполоснуться в душе и залечь пузом вверх с сериальчиком на ноуте. И чем напряженнее и интенсивнее он работает на работе, тем это желание у него выше.

Школа-2050 Образование, Учеба, Обучение, Развитие, Будущее, Школа, Длиннопост

Для такого родителя всё, что связано со школой, это один сплошной гемор – то домашнее задание помочь сделать, то на родительское собрание сходить, то в какой-то школьной самодеятельности участвовать, то вникать в разборки в школьном чатике. А если не дай бог у ребенка проблемы с учебой… ой всё… можно я просто дам денег, а вы решите эту проблему?

Школа-2050 Образование, Учеба, Обучение, Развитие, Будущее, Школа, Длиннопост

В моем детстве ситуация обстояла примерно так же, и там дети по большей части воспитывались улицей. Сейчас роль улицы стал выполнять смартфон. Не потому, что родители стали другими, они всегда такими были, просто у наших родителей смартфонов не было.

А смартфон как воспитатель гораздо хуже улицы. Потому что улица как минимум развивает коммуникативные навыки, умение самому придумать себе развлечение, ну и физическую форму. Смартфон же лишь замусоривает голову тоннами манипулятивного контента и развивает клиповое мышление. Не всем, конечно, кто-то получает через него образовательный контент, но остальные 90++% увы…

Таким образом, нормальный родитель конструктивно интересуется ребенком в основном на выходных – когда можно куда-нибудь сходить с ним, поразвлекаться. И когда вообще есть силы на общение с детьми. А остальное время предпочитает, чтобы ребенком занимался кто-нибудь другой.

Скорость обучения

Думаю, почти все, кто учился в ВУЗе, наблюдал (или даже сам участвовал) в следующем процессе – студент весь семестр пропускает лекции, потом берет конспект и за 3 дня подготовки сдает экзамен, иногда даже на отлично.

Думаете, у школьников дело обстоит иначе? Отнюдь.

Помнится, в 5-м классе у меня появился предмет «История России», и 1-го сентября мне выдали соответствующий учебник. За вечер я его прочитал, на следующий день пришел в школьную библиотеку, представился учеником 6-го класса и попросил учебник по истории, мол мне вчера забыли его выдать. За следующий вечер прочитал и его, снова пришел в школьную библиотеку, там сидела другая библиотекарша, я представился учеником 7-го класса и попросил соответствующий учебник. За следующий вечер прочитал и его, однако далее мухлевать не решился – на 8-й класс я был совсем непохож.

И так с большинством предметов – думаю, при правильном подходе можно весь годовой школьный курс записать в голову даже среднему школьнику месяца за 3.

Почему так не делается? А потому что такая задача не ставится. Как уже говорилось выше, основной задачей индустриальной школы является присмотр за детьми, пока родители на заводе. Поэтому скорость записи информации в мозг ученика никогда не была значимым для школы критерием.

Частенько слышу от родителей жалобы, мол дети перегружены в школе, слишком много уроков, слишком много домашних заданий и т.д. Думаю, это всё от того, что при попытке увеличить объем преподаваемых знаний не изменили формат их подачи, а лишь увеличили часы.

Я вот в порядке эксперимента не раз объяснял своим детям темы, которые им были не по возрасту. Например, в детском садике рассказывал, как складывать 2-значиные числа, в 1-м классе учил решать простые уравнения, в 3-м классе объяснял, что такое отрицательные числа, почему сумма углов треугольника 180 градусов и т.д.

Да, рассказывал упрощенно, не так, как это рассказывают детям старшего возраста. И к тому же постоянно следил за глазами ребенка – понимает ли он или надо сформулировать иначе? Но в целом задача оказалась вполне решаемая.

Трудовые привычки

Если мы посмотрим на историю всяческих индустриализаций – английской, германской, советской, японской, китайской, то везде увидим одну и ту же картину – крестьяне переезжают в города, начинают работать на заводе, и это приводит к мощному экономическому рост. А всё почему? А потому что крестьянин – это человек, который с детства привык работать много, а жить скромно.

И эти трудовые привычки остаются с ним даже во взрослом возрасте, даже если появляется возможность работать меньше, а жить лучше. Они как пищевые привычки – что заложено в детстве, то и будет с человеком всю жизнь.

Наличие масс таких людей позволяет государству наращивать фонды инвестиций – если в развитой экономике инвестиции составляют где-то 5-10% от выручки, то в период индустриального рывка инвестиции могут достигать 30-40%, как раз за счет заниженных фондов потребления.

Но по мере развития … хмм … «производственных отношений» рабочий класс начинает лучше осознавать свои права, требует увеличить фонды потребления, и на этом экономический рывок завершается, экономика переходит в фазу медленного роста (или вообще не-роста).

Сдвинуть ее может, например, привлечение мигрантов – выходцев из сельской местности, и к тому же обладающих меньшими возможностями качать права. Это и есть основная причина миграционных потоков из менее развитых экономик в развитые – собственное население уже не обладает нужными трудовыми привычками.

Современная система школьного образования эту ситуацию лишь усугубляет – под давлением родителей и общественного мнения школа вынуждена использовать максимально мягкие средства обучения и воспитания. В итоге дети вырастают с представлением, что обучение – это развлечение, а учитель это или аниматор или бубнящий в углу пономарь.

Но, войдя во взрослую жизнь, они обнаруживают, что работа – это вовсе не развлечение, а начальник вовсе не аниматор и не пономарь. И быстро проигрывают трудовую конкуренцию тем, кого в детстве воспитывали в духе: «К вечеру все эти грядки должны быть прополоты, иначе дам ремня».

Ребенок, в отличие от взрослого, значительно реже оценивает происходящее вокруг него критериями «хорошо-плохо». Он просто запоминает, как всё есть, и далее полагает, что «здесь так принято». Хорошее отношение он воспринимает не как хорошее, а как нормальное. Плохое отношение в целом тоже – кроме явного физического дискомфорта.

Таким образом, попытка многих родителей «сделать детей счастливыми» часто идет во вред и этим детям и обществу в целом. Хотя бы потому, что из счастливых и беззаботных детей частенько выходят не лучшие родители и не лучшие работники. Оптимально, если школьные годы человек воспринимает с легкой ностальгией, но с твердым убеждением: «Как хорошо, что я теперь взрослый».

Профессиональная ориентация

Если внимательно посмотреть на выпускников любого ВУЗа, то можно обнаружить немало людей, которые непонятно, как его закончили, и еще более непонятно, зачем вообще туда поступили. Совершенно типична ситуация, когда у человека напрочь отсутствуют и талант, и даже интерес в специальности, на которую он учится.

Школа-2050 Образование, Учеба, Обучение, Развитие, Будущее, Школа, Длиннопост

Почему так? А потому что решение о поступлении часто принимают левой пяткой. Кому-то родители посоветовали, кто-то повелся на модное веяние, а кто-то выбрал ВУЗ поближе к дому, чтобы спать с утра подольше.

А еще сама система высшего образования настроена на то, вручить студенту диплом и забыть о нём. Сейчас, чтобы отчислиться из ВУЗа, нужно или сознательно принять такое решение или вообще забить на учебу. Потому что вытягивают даже полных бездарей – если не на бюджете, то на платном уж точно.

В итоге работодатель, принимая выпускника ВУЗа на работу, получает кота в мешке – ни профессиональные ни личностные качества человека оценить по его диплому не представляется возможным.

И всё-таки Школа-2050

Всё вышенаписанное это была теоретическая подводка, объяснение проблем и обстоятельств, которые придется преодолеть системе образования будущего.

И теперь посмотрим, как, например, может выглядеть решение указанных проблем:


1) Дети на буднях живут и учатся в школьных кампусах. В воскресенье вечером (или в понедельник утром) организовывается бесплатная развозка детей по кампусам, в пятницу вечером (или в субботу утром) происходит обратная развозка по домам.

Местонахождение кампусов – в идеале, конечно, за городом. Это и для здоровья детей лучше, и безопасность проще организовать – любой посторонний сразу привлечет внимание, а также труднее пронести что-нибудь запрещенное.

Но это уже от экономических реалий зависит – строительство кампусов дело недешевое, поэтому поначалу можно и в городе. А к 2050-му уже перевести всех полностью в загородную местность.

Тем самым резко снижаются расходы сил, времени и денег у родителей. На буднях работайте, вечером отдыхайте, детьми будете заниматься на выходных.


2) 90++% хозяйственных мероприятий по кампусу выполняют сами дети (в соответствии с возрастом). Уборка территории, приготовление еды, стирка, дежурство по территории, разгрузка транспорта и прочие складские работы. Если дело происходит за городом в пригодной для земледелия местности – можно выдать еще и какое-то количество земли для сельхоз-работ.

Школа-2050 Образование, Учеба, Обучение, Развитие, Будущее, Школа, Длиннопост

Общий принцип организации хозяйственных работ – 1 взрослый руководит и присматривает, дети всё делают.

Проведение учебных занятий у младших классов – по возможности силами учеников старших классов (у кого обнаружились педагогические таланты). Так школа заодно будет выращивать кадры для самой себя. Потому что сейчас выпускники педагогических ВУЗов характеризуются примерно так же, как и выпускники любых других ВУЗов (см.выше).

Тем самым, во-первых, снижается расход ресурсов общества на систему образования, а во-вторых, у детей воспитываются правильные трудовые и социальные привычки.

В качестве примера тут можно указать английскую аристократию 19-го века – отпрыски знатных родов обычно учились как раз в такого рода школах полного пансиона. Ближайший современный аналог – военное училище. В результате, несмотря на то что они родились в золотой ложкой во рту, сытой расслабленности у них не было – и в штыковые атаки солдат водили, и от кайманов по сельве бегали, и в парусные экспедиции пускались. И построили ту самую империю, над которой не заходило солнце.

Школа-2050 Образование, Учеба, Обучение, Развитие, Будущее, Школа, Длиннопост

Тут действует «принцип воздушного шара» - расширяется лишь та социальная структура, давление внутри которой превышает давление извне. Которая предъявляет требования к себе выше, чем окружающая реальность предъявляет к ней.


3) При заезде ученикам предоставляется унифицированная школьная форма, собственная одежда не допускается. Если нужно в учебных целях – унифицированный телефон/смартфон/ноутбук, собственные также не допускаются.

Сейчас большой статьей расходов для родителей являются статусные потребности детей. Если один школьник приходит в модной футболке с каким-нибудь Спайдерменом или Хаги-Ваги (или что там сейчас модно) – остальные начинают просить у родителей такую же. Если у одного школьника появляется крутой телефон – остальные начинают просить у родителей такой же.

Единый же стандарт вещевого довольствия школьников, во-первых, снижает общие расходы общества (произвести миллион комплектов одной формы дешевле, чем сотню разных видов), во-вторых, снижает непроизводительные расходы родителей, ни и в-третьих, выравнивает социальный статус детей из семей с разным достатком.

Если хочешь помериться – мерься умом, силой, ловкостью и т.д. То есть качествами, которые зависят лично от тебя, а не от денег родителей.


4) Учителям и другим сотрудникам школы предоставляется служебное жилье прямо в кампусе. С бесплатным питанием и униформой.

Сейчас вот много говорится о низких зарплатах учителей. Проблема, думаю, здесь в следующем – бюрократическая система никогда не работает на опережение событий, она всегда реагирует на события по факту.

Из-за этого, например, при скачке инфляции проходит минимум год для того, чтобы бюрократия вообще заметила проблему. А замечает она это лишь по массовому увольнению учителей (или по увольнению наиболее толковых учителей). Потому что, если сотрудники ругаются, но продолжают работать, значит, можно ничего не делать. Ничего личного, никакого вредительства, обычная бюрократическая логика: «Работает – не трогай».

Но, даже заметив сию проблему, у бюрократии уходит минимум год на ее решение, ведь на этот год бюджет уже утвержден, надо заложить увеличение расходов на зарплаты учителей в бюджет МинОбра следующего года. Итого от скачка цен до роста зарплат проходит порядка 2-х лет.

Например, почему вопросы зарплат учителей стали так часто подниматься именно в последние год-два? Хотя проблема была всегда. Да потому что из-за СВО государство начало вбрасывать в экономику много денег, что увеличило потребительскую инфляцию. И далее по описанному выше механизму зарплаты отстали от нее.

Если же эту зарплату частично выдавать натуральным продуктом – жильем, питанием и униформой, то не заметить потребительскую инфляцию бюрократия просто не сможет, будет вынуждена реагировать сразу же. Вот положено поставить в школьную столовую 100 мешков брюквы – столько и должно быть поставлено. Не хватило денег в бюджете МинОбра – занимайте, покупайте, потом МинОбр будет объяснять МинФину, что на следующий год надо заложить в бюджет еще и выплату этих займов.

Ну и перспектива получить бесплатное отдельное жилье (пусть даже служебное, а не собственное) является неплохой мотивацией и войти в профессию и оставаться в ней.

Также подобная система гораздо устойчивей к экономическим кризисам. Потому что экономические отношения при этом рушатся легко, а вот социальная инфраструктура держится гораздо лучше и вполне может пережить несколько кризисных лет в целости и сохранности.


5) Если подобных кампусов будет много, то дети в разные недели-месяцы могут жить и учиться в разных кампусах – в зависимости от текущих образовательных задач.

Процесс обучения при этом будет поставлен следующим образом – не по 5 разных уроков в день, а блоками. Например, в текущем блоке (неделя/2 недели) мы изучаем математику. Следующий блок мы изучаем химию. И так далее.

Для этого дети завозятся в соответствующий «математический кампус» (или группа преподавателей заезжает к ним на вахту). На первом занятии дети тестируются на владение предметом, и далее распределяются в группы по уровню знаний. У каждой группы есть свой преподаватель, который учит их в течение всего блока.

Дело в том, что групповое обучение эффективно лишь в случае, когда у членов группы примерно одинаковый уровень подготовки. Если же уровень разный, то умным скучно, а глупые не понимают учителя и вообще теряют интерес.

Также это позволяет рано выявлять и развивать способности ребенка путем перевода его в более сильную группу. Можно даже не делить группы строго по возрасту – вполне допустимо включение в одну группу разновозрастных детей. Например, в спортивных секциях это общепринятый метод тренировки.

По окончанию блока дети снова тестируются, результат запоминается. В обоих случаях тестирование детей производится людьми, не имеющими никакого отношениях к их обучению. Учит один человек, проверяет знания другой.

Оценка работы педагога – насколько его ученики продвинулись в знаниях к окончанию блока, и как много знаний сохранилось у них в голове в перерывах между профильными блоками.

Слышу много жалоб, мол учителя завалены бесполезной отчетностью и бумажной работой. Думаю, что дело тут опять же в повадках бюрократии – она крайне скептически относится к выделению денег, освоение которых невозможно проконтролировать. Если деньги выделены – должен быть какой-то отчет, иначе как доказать, что вообще хоть что-то делалось? И вот в данный момент этой самой отчетностью для чиновников от образования являются как раз предоставляемые учителями бумаги.

Да, это является непроизводительным расходом сил и времени учителей, поэтому системе образования следует перейти на оценку лишь результата обучения, но не его процесса. Например, по описанной выше методике. Никакой отчетности, никаких стандартов методики – just result.

Причем результат следует оценивать не по абсолютной шкале, а по относительной. Например, если после работы с 5-й по силе группой половина ее учеников на следующий блок попала в 4-ю группу – значит, учитель поработал хорошо. Сейчас частенько лучшими учителями признают тех, кому достались лучшие ученики – победители олимпиад и тому подобные. В то время как для потребностей общества гораздо важнее как раз образование среднего школьника.

Заодно такой подход будет стимулировать творческий поиск наиболее эффективных методов обучения. Повторюсь – нынешнее количество учебных часов сильно завышено, всю ту же программу можно вместить в 2-3 раза меньшее количество учебных часов.

Например, вызывает сильные сомнения необходимость лекционного формата «учитель вещает, ученики слушают». Если материал стандартный, то по нему лучше записать набор стандартных видео-лекций (можно даже от самого учителя), детям просмотреть их в удобном темпе, а функцией учителя сделать анализ – правильно ли ученики поняли материал? И, если кто-то не понял, то объяснить ему как-то иначе. Ну и провести практические занятия, закрепляющие полученные знания. Но это так – в порядке идей.

Также, возможно, удастся со временем привлечь к обучению нейросетки. «Алиса, расскажи мне про теорему Коши-Вейерштрасса». Опять же – сугубо в порядке идей.


6) Кампусам (необязательно всем) желательно работать и в выходные дни тоже, иметь собственную программу выходного дня. В основном развлекательного характера, понятное дело.

Во-первых, это страховка от разного рода семейных неприятностей – допустим, родители умерли/тяжело заболели/арестованы и т.д. Не нужно судорожно искать, куда пристроить ребенка – в кампусе всегда есть для него место.

Во-вторых, это страховка он неприятностей глобального масштаба – если в какой-то местности случилось землетрясение/наводнение/вражеское вторжение, то детей из него можно организованно вывезти в кампусы в других регионах страны и переждать неприятности там.

В-третьих, это позволит со временем упразднить детские дома и обеспечить их воспитанникам социализацию среди обычных детей.


7) Согласно Конституции РФ, у каждого ребенка есть право получать начальное и среднее образование. Однако, нигде не прописана обязанность ребенка выполнять требования школы. В результате возникает такая проблема как «трудные ученики» (зачастую в сочетании с «трудными родителями») – кто саботирует процесс обучения, ведет себя асоциально и т.д. В данный момент школа, как правило, ничего не может с этим сделать – в другую школу их не перевести (зачем ей этот гемор?), выгнать тоже нельзя, телесные наказания давно отменили, даже ставить двойки уже считается непедагогично.

Наличие множества кампусов решает эту проблему – создается отдельный «кампус строгого режима» – для «слишком трудных», где чуть меньше учебы, чуть больше хозяйственных работ, но самое главное – низкий статус в глазах общества. С возможностью вернуться в обычный кампус при хорошем поведении/обучении.


8) В связи с прибытием большого количества мигрантов во многих школах возникла такая проблема как избыток детей, плохо владеющих русским языком. В рамках текущей системы образования с этим сложно бороться – мигранты обычно селятся компактно, поэтому их дети ходят в одни и те же школы, а дома и во дворе общаются со своими земляками.

Наличие множества кампусов решает и эту проблему – можно распределить иноязычных детей по кампусам так, чтобы нигде не возникла их избыточная концентрация, и они в течение минимум 5-ти дней в неделю социализировались в полностью русскоязычной среде.


9) Возможность постоянно наблюдать за ребенком и собирать статистику за весь период обучения позволит существенно упростить его профессиональную ориентацию. По окончанию школы ему будет выдаваться полное заключение о сильных и слабых сторонах личности, рекомендации по выбору профессии и т.д. Дело в том, что многие качества личности являются врожденными и прекрасно видны у детей, в то время как взрослые часто умеют их скрывать (иногда даже от самих себя).

Например, такое качество как законопослушность достаточно сложно проверить тестами или собеседованием. Однако, оно критично важно для многих профессий. Например, для работы в контролирующих органах государства. Ведь, если у инспектора это качество отсутствует, а наоборот, развита вороватость, то как его ни контролируй – а свой гешефт он найдет. Проще изначально выбирать инспекторов из тех, за кем еще в детстве были замечены правильные склонности.

Да, я знаю, что иногда у человека с возрастом меняется мировоззрение в этом вопросе.


10) Систему высшего образования желательно сделать как продолжение образования школьного – поступление/не поступление должно основываться в том числе на рекомендациях, которые выдает школа.

А давать она их будет в соответствии с гос.заказом на специалистов определенных направлений. И если государство скажет, что ему сейчас нужно стартовать, например, обучение 100 инженеров-атомщиков, то плюс-минус столько рекомендаций школа и должна выдать. Ведь государственные проекты часто носят долгосрочный характер, поэтому для многих из них разумно готовить специалистов заранее и прямо через систему образования. А не переучивать взрослых людей заместо их рабочего времени и за отдельные деньги.

Так заодно появится и обратная связь между системой образования и народным хозяйством – если заказанное количество специалистов не будет подготовлено или они будут подготовлены плохо, то МинОбру может и влететь от других ведомств. А если школа выдаст рекомендации абитуриентам, не соответствующим заказанной профессии интеллектуально или морально – влетит уже школе.

Во избежание сего вполне допустимо участие в школьно-институтских делах (обучение, экзаменовка) сотрудников ведомств, которые и заказывают себе специалистов. Например, будущим инженерам-атомщикам еще в школе вполне могут читать лекции инженеры РосАтома, проверять у будущих абитуриентов интерес к сей области и их общий интеллектуальный уровень.

Сейчас система образования варится сама в себе и отчитывается лишь сама перед собой, да и то лишь по коммерческим вопросам. Поэтому в условиях быстрых изменений в экономике система образования отстает от нее на 10-15 лет – абитуриенты при поступлении выбирают профессии, которые или модны прямо сейчас, или были модны в недавнем прошлом. А то и в давнем прошлом (во времена молодости их родителей).

ВУЗы же в условиях коммерческой мотивации всего лишь удовлетворяют существующий спрос, а не направляют его. Из-за этого частенько создается избыток специалистов на одних направлениях и нехватка на других.

Разумеется, не все специальности стоит квотировать, а лишь те, по которым государство уверено в их необходимости и в предполагаемом количестве. По остальным же специальностям можно ограничиться необязательными рекомендациями, а то и вовсе оставить их на усмотрение рынка труда.

Но, повторюсь – в условиях демографического спада с одной стороны и роста требований к квалификации работников с другой стороны, закрывать глаза на ошибки системы образования не следует. Потому что рыночек уже не порешает.


11) Школы иного формата, разумеется, запрещать не стоит. Наоборот, «пусть расцветают 100 цветов». Дело в том, что любая большая система, как бы хорошо она ни была продумана, рано или поздно закостеневает, бронзовеет, становится инертной и глухой к сигналам от реальности.

Поэтому в системе образования желательно иметь и какое-то количество традиционных общеобразовательных школ, и какое-то количество альтернативных школ.

Хотя бы для поддержания всех в тонусе – если вдруг выпускники одних школ начнут демонстрировать заметно лучшие результаты, чем других, у других то будет повод напрячься и подтянуть качество.

Ну и потому, что у родителей учеников могут быть свои предпочтения, которым предложенный тут формат не соответствует.

Ну и для всяких образовательных экспериментов.

Ну и для самореализации тех учителей, кому тесно в описанных выше рамках.

Поэтому административных барьеров для перехода учеников и учителей между разными видами школ быть не должно. Например, если школьник из альтернативной школы успешно сдал выпускное тестирование – далее может учиться/работать на общих основаниях.


Собственно всё. Эскиз модели именно такой, а нюансы реализации выяснятся в процессе.

Важным преимуществом такой модели является то, что ее необязательно внедрять сразу в полном объеме. Она вполне работает даже в рамках одного кампуса, а с появлением в системе других кампусов общая эффективность лишь возрастет.

P.S. Слово «кампус» какое-то очень иностранное. Слова «интернат» и «пансион» также слишком иностранные, да и к тому же устаревшие. Но более удачного термина пока что не придумал. Если у вас есть идеи – напишите плз.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Та же статья на Пикабу - https://pikabu.ru/story/shkola2050_11908969

Комментарии

Аватар пользователя salaant
salaant(7 лет 1 месяц)

"Снижение общих расходов общества на систему образования и воспитания. " спорно. Мир и техносфера становятся сложнее.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Снижение расходов не означает ухудшение. Дочитайте до конца плз.

Аватар пользователя NoZZy
NoZZy(10 лет 5 месяцев)

такими терминами чиновники говорят. 
людям это не нужно, им нужно качество образования за вменяемые расходы причём важнее не обеспечение, а качество и заинтересованность учителя.
если вокруг мир из идиократии то снизить легко, ибо любое образование будет качественным.
пойду дочитывать....

Аватар пользователя NoZZy
NoZZy(10 лет 5 месяцев)

Дочитал, интересно, со многим категорически согласен!
совершенно не увидел освещения проблемы выгорания учителей, возможно имеет смысл сделать обязательным "отпуск" на год через 5 (в виде перевода с образовательной деятельности в хозяйственную например проверки новых учебников и заказа изменения в образовательных программах придумывание занимательных методов обучения)
ЗЫ пеня поразил ваш рассказ про изучил учебник за вечер...
например моя максимальная скорость чтения была примерно на 2м курсе вуза , и тогда я мог  за вечер прочитать учебник, а в школе даже в старших классах скорость чтения не позволяла это сделать (у меня советское обучение). Сын в школе любит читать (насколько это возможно в мире гаджетов) за 2 года обучения в школе по программе 1-3 и плюс с нашими домашними методами обучения, он "100 лет тому вперёд" читал 4 месяца, мотивом было - пойдём смотреть фильм после книги....

Аватар пользователя ФедорФедориди

Автор оптимист. Размахнулся на нашего Шекспира 2050 год

В среднесрочной перспективе нужно учитывать Апокалипсис. А судя по ПРОРОЧЕСТВАМ Патриарха Кирилла в этом году,   все закончится к 2040.

Пусть отсохнет нога Обамы,  если я окажусь не прав .

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

Я конечно не специалист в педагогике и психологии - но предложенная вами система подготовки будет продуцировать психопатов, социопатов и шизофреников. Ну то есть все как в гейбритской элите.
А из реального - сокращение каникул неминуемо. Учебная нагрузка уже перегружает детей. Так что сокращение суммы каникул до двух, или даже до одного месяц в году вполне реально.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

В элите в принципе количество психических девиаций велико. Специфика профессии - психически здоровым людям в политике и высшем управлении делать нечего.

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

Тут дело не в элите, а в подходе к обучению. Там уже на выходе из этих британских школ огромный процент отправляется на чердак или в подвал от посторонних глаз. Если ваша цель создать условия для отбора зверьков необходимых для бодалова с конкурентами, и формирование весомой доли душевно больного населения - то все ок.
А если ваша цель воспитание и обучение нации - то это несколько иное.
Там масса калечащих психику нюансов. По сути вы детей помещаете в детскую колонию и добавляете к этому образовательный процесс. Со всеми вытекающими.
В общем это разрушит общество, или превратит его в сословную секту. 

Ну и да - "синдром интерната" никто не отменял.
Кстати мнение человека пережившего британское элитное образование и теперь преподающего в МГИМО как раз по теме и наверное тоже чего то стоит? - https://vk.com/video360003207_456240731

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Я в курсе этой проблемы, просто она кажется мне решаемой.

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

Но пока её почему то никто не смог решить. Не считать же решением - лечение выпускников таких учебных заведений?
Армейские школы для детей тоже имеют ряд побочек - но то отдельная тема.
В общем без семьи, без наличия минимального набора из "трех мест" - дом/учеба/третье место - ни социализации не будет позволяющей личности позже быть адаптивной, ни поступательной сепарации быть не может.

В общем интернаты не решение проблемы. Как минимум не в той форме что вы описали.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Это не "без семьи" и не интернат.

Если вы внимательно посмотрите на быт среднестатистического школьника, то заметите, что на буднях у него днем школа, а вечером или смартфон или улица. Родители в этой модели появляются лишь на выходных, и то не всегда.

Если у ваших детей не так - вспомните, как у вас было в детстве. Или как было в детстве у ваших родителей.

Да, кроме описанной модели есть еще и масса промежуточных. Например, понятно, что первоклассников так вот с ходу отправлять на 5 дней вдаль от родителей не стоит, нужны какие-то переходные ступени.

Да и у не-первоклассников тоже. Например, некоторые категории школьников (со слабой нервной системой) вообще не следует пускать в такие школы, ибо они станут жертвами троллинга-буллинга.

Я потому и написал, что другие виды школ упразднять не надо, описанная система тем и хороша, что она гибкая.

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

Я вот прикинул как у моих детей, как у меня было, как было у моих родителей. Везде в нюансах по разному, но в целом везде все одинаково.
Я вот просто для краткости позаимствовал у нейро Яндекса подборку на тему интерната  -

"Синдром интерната — это длительные эмоциональные и поведенческие проблемы, связанные с потерей нормальной семейной жизни в детском возрасте. 2

Разрыв с семьёй в детском возрасте приводит к потере потребности в близости, депрессии, неспособности выражать или понимать эмоции, стремлению сбежать или разрушить близкие отношения, агрессии, тревожности, эмоциональному выгоранию. 2

Некоторые аспекты синдрома «школа-интернат»: гордость за стойкое сопротивление внешним обстоятельствам, дискомфорт при необходимости обращения за помощью, отрицание боли, демонстративность поведения, повышенный уровень тревожности. 1

Однако есть и положительные стороны: многие бывшие ученики школы-интерната отмечают, что опыт интерната способствует развитию уверенности в себе, независимости и способности справляться с ситуациями. 1"

То есть после такого воспитания мы получаем не стремящихся к размножению, агрессивных, тревожных, но уверенных в себе, независимых одиночек умеющих справляться с ситуациями. И таких целая нация. Отличный план - что может пойти не так?)

з.ы.
забыл упомянуть - преданность "своим", а не закону, государству, семье и тп. Очень напоминает "воровские подходы", в общем типичная социопатия.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Вы сейчас описали интернаты, где дети в принципе живут без родителей, причем попали туда не от хорошей жизни. Я описываю несколько иную модель.

Например, если указанные симптомы начнут проявляться, то нет никакой проблемы перевести ребенка в другую школу. 

И да, вы совершенно правильно указали достоинства интернатов - развитие самостоятельности и стрессоустойчивости. Если вы поглядите на современных подростков, то увидите у них весьма слабую стрессоустойчивость. Да что там подростков - когда стажеры после ВУЗа на работу приходят, то от многих ощущение, что они еще в памперсах ходят.

И, кстати, да, насчет преданности "своим" - совершенно верно, именно поэтому и желательна система кампусов с регулярно пересортицей. Чтобы в "своих" попала школа в целом. Собственно у английской аристократии примерно так и есть - вся она целиком и представляет из себя "банду". 

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

Ну то есть, то что минусы явно перевешивают "плюсы" - которые как раз иными методами достаточно легко формируются - разве что кроме сектантской преданности сословию или той иерархической группе, в которой формировалось такое чадо - вы игнорируете.

Ну что можно сказать - радует что ВПР у нас обычно куда более структурно и вдумчиво подходит к оценкам рисков и последствий. Так что ваше предложение крайне мало вероятно может быть реализовано. Хотя если мы сольем противостояние с Западом, и к власти придут какие-нибудь имитаторы патриотизма, то подобные образовательные учреждения будут конечно характерным маркером.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Я не вижу того, чтобы указанные вами минусы перевешивали указанные вами плюсы. Эволюцию вообще не интересуют психологические проблемы конкурирующих субъектов, ее интересует исключительно result - кто добыл еду, а кто остался голодным, кто съел, а кого съели и т.д.

Вообще внимание психологическим вопросам это всегда признак общества, которое находится в сытости и безопасности. Потому что других проблем нет.

А поскольку я исхожу из того, что в ближайшие годы-десятилетия эти проблемы будут лишь нарастать, то описанные вами плюсы будут всё более весомыми, а минусы - всё менее.

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

Психологические проблемы сообществ заканчиваются их выпиливанием. 
Обучение элиты гейбритов тому прекрасный пример. Последовательное уничтожение империи выстроенной первыми двумя поколениями. И полная импотенция в плане вариантов восстановления могущества.
После работы первых двух поколений - взявших больше нахрапом в духе ОПГ международного масштаба, чем интеллектуальным превосходством - шаг за шагом утрата позиций. Но пиар хороший да - замазать сливы для них крайне важное занятие.
Ну и теперь мы живем в эпоху когда их добьют окончательно и низведут до уровня какой-нибудь Италии.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Ну так можно про любое государство сказать. Например, советская система образования, на которую много кто фапает, не вытянула даже результат бриттов.

Аватар пользователя Анастасия Злец

Вам имеет смысл больше почитать про британскую систему интернатов и какое качество обучения она предоставляет. 

Конкретно эта система была заточена под потребности колониальной империи, которой была нужна армия взаимозаменяемых управленцев в колониях. Что, кстати, сегодня решает система подготовки MBA. Основной навык, который должен был быть выработан у выпускника -  умение носить в колонии белый костюм и делать вид, что он элита, а остальные быдло.

Там не готовили людей с реальными знаниями. Там готовили людей, которые знали многое из разных областей, и поэтому они могли в поддержать смол ток на любую тему. Эти люди все это время учились делать вид, что они умные, вместо того, чтобы стать умными. 

В таком подходе любая утилитарность и реальные знания - это признак низкого статуса. Высокий статус предполагает изучение чего-то максимально бесполезного: философии, древних языков, искусства. 

Кроме этого, педофилия, своеобразные практики сплочения и посвящения в сообщество, готовили из людей, которые заканчивали британские частные школы, своеобразную ОПГ, готовую после выпуска помогать друг другу во всех областях потому что они все повязаны компроматом в виде участия в совместных оргиях. 

Детей отнимали от родителей очень рано именно для того, чтобы семью им заменила школа. Они реально привязаны к сокурсникам сильнее, чем к родителям. 

Так есть отдельный вид психотерапевтов в Британии, которые специализируются на выпускниках таких школ. К сожалению, такое не лечится. Это травмированный несчастный человек, который никогда не сможет создать эмоциональную связь, влюбиться или завести друга. 

Я не очень понимаю, для чего нам таких людей готовить массово. И какие задачи они должны решать. 

Воспитание в семье решает вопрос передачи различных стратегий детям. Потом такие стратегии проходят естественный отбор и передаются потомкам. Ваше предложение интерната формализует воспитательную стратегию до одной. В такой ситуации будет очень грустно, если мы не угадаем и такая единая стратегия не будет востребована.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

С этим я согласен. Пример британской системы тем и хорош, что на нем можно видеть те ошибки, которые повторять не стоит. 

Аватар пользователя steep
steep(2 года 1 месяц)

Родители в этой модели появляются лишь на выходных, и то не всегда.

Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца (с) классик 

имхо отец даже уставший, даже с бодуна уже воспитывает ребенка, своим примером или антипримером :) 

а у автора какие-то монастыри-казармы для воспитания янычар вырисовываются а не школы :)

Аватар пользователя Царь не всей Руси

Там масса калечащих психику нюансов. По сути вы детей помещаете в детскую колонию и добавляете к этому образовательный процесс. Со всеми вытекающими.

Военные училища приравниваешь к детским колониям?

Умён!

П.С. Тебе не приходило в голову, что огромны(как ты пишешь) процент тронувшихся в английских частных школах - это следствие принятых там методик обучения?

Аватар пользователя За_ПраVду
За_ПраVду(2 месяца 3 недели)

А еще британские закрытые школы плодят гомиков

Аватар пользователя petr7070
petr7070(12 лет 9 месяцев)

Автор описал китайские школы на сегодня. 

Там что все  психи?

Аватар пользователя ingarAS
ingarAS(2 года 11 месяцев)

В предпоследней картинке не хватает колючки по забору. А! белое и серое - это тропинки, оказывается, а видится как бетонная стена у СИЗО...

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Ой там много чего не хватает ... уж что нашел в инете, то нашел. Например, теплоизоляция и форма здания характерна для жаркого климата, а растительность для среднего. В наших широтах разоришься это протапливать.

Аватар пользователя Cangmangdadi
Cangmangdadi(2 года 8 месяцев)

Картинки чем-то китайскую школу напомнили, но в Китае сейчас, пожалуй, школа и доска в классе даже покрасивее будут

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

Скорее подмосковную школу "Летово" напоминает

Аватар пользователя Cangmangdadi
Cangmangdadi(2 года 8 месяцев)

Возможно, в китайской бы там еще и спорткомплекс рядом был, а стадион похож на китайский.

Аватар пользователя Верняк
Верняк(10 лет 1 месяц)

нашел
это проект Wunderpark International School в России
https://wunderpark.ru/?ysclid=m28ugl2i6l798462659

Аватар пользователя Тарелкин
Тарелкин(8 лет 1 месяц)

На решение проблем, имеющихся сегодня в ШКОЛЕ, уйдет не меньше времени, чем ушло  на их возникновение. Волшебных пилюль нет. 

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Да, быстрым процесс не будет. Именно поэтому и желательно понимание, к чему идти, это существенно сокращает метания в процессе.

Аватар пользователя Конструктор игр
Конструктор игр(3 года 10 месяцев)

Пахнуло профанством управления образования последних лет 40. Все по заветам:

- Педологические извращения и KPI

- Не заниматься своим дитем это типа нормально, это норма

- Сокращение расходов в без того уже и дефицитной системе

- Желание ускоренно запихать в голову программу - которое не устоится и развеется

И т.п.

Ну просто изложение всей той гадости, что творится.

Спасите нашу страну от этой напасти.

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Эмм ... ты точно внимательно прочитали текст ? :)

Аватар пользователя Конструктор игр

В тексте (в особенности поначалу) настолько отстраненная нейтрально-обсуждающая позиция, спокойно-сравнительная, что точности есть ощущение неясности позиции по отношению обсуждаемому предмету.

Тут в колокола давно пора бить.

UPDATE Перечитал - подтверждаю исходную реакцию, вариация на правительственный курс, весьма созвучны, хотя и под другим ракурсом. Мысли там, к сожалению ходят и исполняются очень похожие.

Аватар пользователя ghost999
ghost999(8 лет 7 месяцев)

Вспомнился сериал "Закрытая школа".

Аватар пользователя zonder
zonder(7 лет 1 месяц)

Ужас какой.

Во-первых, стоит разделить понятия собственно обучения, то что делает учитель с учениками и систему обеспечения пребывания детей во время обучения. Если и можно экономить, то только на обслуге.

Во-вторых, обучение должно быть избавлено от конъюнктурных политических потребностей группировок и течений. Разрешая такое, Вы не делаете полезное дело, фальш всё равно не приживается, а школа становится максимально уязвима и по-настоящему беззащитна от Швондеров всех мастей из всех областей. В школе должны давать базовые знания по общеобразовательным предметам. Лучшие знания, по лучшим моделям. Всё. Точка. И больше ничего. Базовые знания довольно инерционная штука, надо признать. А не так, чтобы дважды два, равно пять, потому, что так надо. Внешкольное образование, в силу свободности помещений в общеобразовательной школе, не должно вводить никого в заблуждение. Это не школа. Освободите школу от политики и дайте детям и учителям заниматься там базовым образованием, сделайте школу свободной от влияния из вне, а воспитательную работу, спорт и выживание, коли так нужно, предложите другим организациям, Досаафам, каким нибудь и будет всем счастье. 

Аватар пользователя steep
steep(2 года 1 месяц)

Во-​вторых, обучение должно быть избавлено от конъюнктурных политических потребностей группировок и течений

+

а то слово божье, то разговоры о важном впихиваю....  

Аватар пользователя zonder
zonder(7 лет 1 месяц)

а то слово божье, то разговоры о важном впихиваю....  

Тут один автор написал, что квадроберы, это проект нашего правительства против движения фурри. Многие комментаторы в это не поверили, но если это окажется правдой, то я представил, что Вам придётся впихиватьsmile3.gif

Аватар пользователя steep
steep(2 года 1 месяц)

то я представил, что Вам придётся впихивать

курс общей дрессировки собак? :) 

Аватар пользователя zonder
zonder(7 лет 1 месяц)

А чему удивляться, если бородатый советский анекдот про водителя, обнаружившего здоровенный болт на своём сидении при выходе из отпуска, в современной школе совсем не анекдот.

Аватар пользователя steep
steep(2 года 1 месяц)

анекдот про водителя,
обнаружившего здоровенный болт на своём
сидении при выходе из отпуска

пропустил я такой анекдот. ссылкой не поделитесь? 

Аватар пользователя zonder
zonder(7 лет 1 месяц)

Пришел водила утром в гараж, сел за руль своего самосвала, чувствует-под задницей дискомфорт. Сунул руку-а на сиденье болт лежит-большой, новенький, блестящий... Водила выкинул его в окно и поехал в рейс...
Пришел летчик в свой самолет, сел в кресло пилота, чувствует-под задницей дискомфорт. Сунул руку-а на сиденье болт лежит-большой, новенький, блестящий... Летчик отдает его второму пилоту и говорит:
-Вася, как прилетим, пойдешь на склад, сдашь, пусть примут, составят опись материальных ценностей и акт оприходования, копии мне принесешь...
Пришел машинист в свой тепловоз, сел в кресло, чувствует-под задницей дискомфорт. Сунул руку-а на сиденье болт лежит-большой, новенький, блестящий... Повертел машинист болт в руках и обратно под задницу сунул. Помощник спрашивает:
-Иван Иваныч, чего это Вы так?
-Хрен его знает... Я сегодня первый день из отпуска, а вдруг за это время телеграмма была...

Аватар пользователя steep
steep(2 года 1 месяц)

сложно для понимания.... чем так работники ржд проштрафились?

Аватар пользователя zonder
zonder(7 лет 1 месяц)

Там было засилье изменяемых чуть ли не ежедневно указаний и правил, которые не всегда опирались даже на действующие инструкции, логику и вообще, не отличались особой разумностью, за изменениями которых, просто невозможно было уследить.

Аватар пользователя steep
steep(2 года 1 месяц)

значит правильно подумалось что без понимания времени-места в лоб юмор не поймешь.... дело не в болте так сказать

Аватар пользователя zonder
zonder(7 лет 1 месяц)

значит правильно подумалось что без понимания времени-​места в лоб юмор не поймешь.... дело не в болте так сказать

Вспомнилось, как ржала в бизнес клубе Питсбурга американская тусовка над нашим анекдотом про Чебурашку и Гену.

Что-то, типа

Чебурашка звонит Гене:

— Гена, нам посылка пришла. В ней десять апельсинов. Восемь тебе и восемь мне.

— Послушай, Чебурашка, восемь и восемь — это ж вроде не десять будет?

— Ничего не знаю, свои восемь я уже съел...

Вот казалось бы... А среда, делает своё дело.

Аватар пользователя steep
steep(2 года 1 месяц)

а я люблю профессиональные анекдоты:

компьютеризация наконец в церковь пришла, батюшка купил себе калькулятор.

приходит к нему женщина на исповедь. 

- грешна я батюшка.

- сколь тебе лет и сколько раз согрешила?

- 30 лет и согрешила 5 раз.

- значит 30 делим на 5 итого  6 раз отче наш и грех простится

приходит девушка
- грешна я батюшка.

- сколь тебе лет и сколько раз согрешила?

- 20 лет и согрешила 4 раз.

- значит 20 делим на 4 итого 6 раз отче наш и грех простится

приходит девочка

 - грешна я батюшка

- а сколь тебе годков-то и сколько раз согрешила?

- 10 лет и согрешила полтора раз.

- значит 10 делим на 1,5....  шла бы ты отсюда девочка, гляди какая дробь получается....

есть версия анекдота про "дососи 15 минут", но она примитивна. ту же сначала было смешно как можно согрешить полтора раза, но это пока я не поделил 10 на 1,5 :)

:)

Аватар пользователя Корректор
Корректор(7 лет 7 месяцев)

Еще один оптимизатор и ликвидатор. smile3.gif

Вы уже сразу прейдите к основной предлагаемой вами части - терроризм. Выдать каждому ребенку по пару боевых дронов и путь сам крутится. smile3.gif Особенно успешным ядерную бомбу. smile3.gif

Аватар пользователя Wic
Wic(7 лет 5 месяцев)

Слово "оптимизация" я воспринимаю преимущественно в программистском (то есть позитивном) смысле - как сделать так, чтобы программа всё то же самое, только быстрее или с меньшим расходом памяти.

Если в результат оптимизации программа начала выдавать фигню - это не оптимизация, а ошибка программиста, откатывай до бэкапа.

Собственно список предложений как раз то и рассчитан - как уменьшить расход сил, времени и денег, не ухудшив (а вообще-то улучшив) качество образования.

Аватар пользователя Корректор
Корректор(7 лет 7 месяцев)

Вы пытаетесь "оптимизировать" общественное воспроизводство и "выбросить лишнее". 

Какой будет результат легко предсказуем. smile3.gif

Страницы