А был ли голод?

Аватар пользователя ДенисД

Нищая с девочкой-поводырем (художник Иван Ерменёв, 1746-1797)

Дали в комментах ссылочку на уважаемого человека - министра Российской Империи А.С.Ермолова : его замечания о голодных годах на рубеже столетий Ссылочка, собственно, должна была подтвердить гуманность и компетентность тогдашнего правительства Российской Империи, особенно в сравнении с ранне-советским. Страница 414 этого объемистого труда( см. Наши неурожаи и продовольственный вопрос / Соч. А. С. Ермолова Продовольственное дело в прошлом и настоящем, 1909) содержит абзац, часто перепечатываемый для той же цели разными блогерами:

...Перехожу теперь к тем страшным проявлениям голода - до голодных смертей  и самоубийств включительно, о которых так много писали и кричали. Не подлежит никакому сомнению, что было много случаев смертей от болезней, развивавшихся на почве недоедания, преимущественно от разных видов тифа. Были местами вспышки скарлатины, уносившей, быть может, и более жертв, нежели обыкновенно при этой болезни, потому, что как тиф, так и скарлатина, поражали уже ослабленные организмы. Были, хотя очень редко, смертные случаи от цынги, которая тоже очень ослабляет организм и иногда на долгие месяцы, от опухания конечностей, и тем калечит людей.

Но, согласно сообщению всех опрошенных мною земских деятелей, представителей Красного Креста, членов местной врачебной администрации - если уж не верить чинам администрации общей - ни одного случая смерти непосредственно от голода, от полного отсутствия всякой пищи, не говоря уже про случаи самоубийств и убийства детей из-за голода не было констатировано ни разу нигде. (...)

Скрин:

Ситуация, безусловно, драматичная. Но к счастью -

Все такого рода случаи, о которых сообщалось в газетах...расследовались на местах и нигде не подтверждались...

Здесь читатель мог бы вздохнуть с облегчением, если бы не продолжение (с.415) , которое в цитату не входит:

...если, конечно, не считать смертей от болезней на почве недостаточного, плохого питания и еще более многочисленных детских смертей от недостатка молока у матерей, от продажи или  падежа крестьянской кормилицы - коровы, от отсутствия за больными детьми не только врачебного, но и всякого вообще ухода. Подобные случаи, к несчастью, очень обычны у крестьян и в нормальные годы - не удивительно, что в год полного неурожая они во много раз возросли.

Очевидно, что с.415 по сути перечеркивает то, что было сказано раньше: смерти есть, в т.ч. "еще более многочисленные". Особенное внимание стоит обратить на потерю коровы: явление было массовым. Читая сообщения из голодных краев, постоянно натыкаешься на замечания типа: "все вещи и скот уже проданы", "крестьяне предлагают лошадь по цене шкуры - никто не берет", "заложили/ продали душевой надел" и т.п.

И - вот ведь разница восприятия! Известие о том, что "бабы и девки продают косы, в Париже женщины продают зубы" не удивляет и не возмущает А.С. Ермолова, хотя по там временам он был и добросовестным, даже сочувствующим чиновником. Будь медицина в те времена получше - возможно, крестьянки продавали бы что-то еще, кроме зубов и волос, как в 20 веке. Но в наше время такой способ заработка (будь он массовым) в любой из развитых стран однозначно "отнесли бы на счет правительства" .

Не подтвердившиеся случаи самоубийств и др. описаны дальше. Это - два или три допроса крестьян из голодающей области по поводу их высказываний, вроде "край приходит, хоть в петлю лезь!" - подслушанных в общественном месте. Ответы крестьян - в духе "а я чё, я ничё, брюхо от лебеды пучит, вот и сказал" также приводятся.

Суммируя сказанное А.С.Ермоловым: голод есть, от голода мрут, но не сразу. Здоровые, как правило выживают.

Но для крестьянина важен еще момент трудоспособности: если семья голодала всю зиму, скот распродали, то где взять силы для весенних полевых работ? В некоторых районах, где успели вовремя подать сведения, и запрос получил одобрение "сверху", правительство выдавало зерно на прокорм (по фунту в день на душу) и для сева, а кое-где - и лошадь в аренду. В некоторых местах устраивали медпункты/ "больнички" для ослабленных, но все это помогало лишь частично, поскольку система помощи не была отработана, поставщики - коррумпированы, крестьяне не полностью освобождены от платежей. При этом и положение крестьян, и правительственные меры были сходнымив голод 1897-98, 1906-07, 1911-12 гг.

Ниже - отрывки из известной брошюры "Без хлеба: Очерки русского бедствия. (Голод 1898 и 1911—1912 гг.).

1) О голоде 1898 г., с.20-23 (Самарская губерния)

2) О голоде 1911 г., с.232-233

Кроме Самарской, автор посетил также Уфимскую, Казанскую, и Оренбургскую губернии и встречался как с местными жителями (русскими и татарами), так и с недавно прибывшими "хуторянами"-переселенцами.

В другом месте автор пишет, что в наблюдаемую им деревню лошади были пригнаны слабые, истощенные и чуть ли не те же, которых сами голодающие продали от бескормицы.

Возможно, что все описанное в некоторой степени объясняет результаты школьной переписи 1911 года, когда фактических посещений насчитали вдвое меньше заявленных.

Как видно из приведенных отрывков, принятие новых аграрных законов в 1906 г. не ликвидировало тогдашних проблем, хотя и предложило некоторой части крестьян альтернативный вариант обустройства. Надо сказать, что в голодающих губерниях недавно созданные хутора оказались в худшем положении по сравнению с "общинными" селами: местным властям  было недосуг учитывать индивидуальные запросы, да и подвоз продовольствия осенью-зимой был затруднен. Поэтому новым хуторянам особо рассчитывать на помощь правительства не приходилось.

Вместе с тем, существенные суммы на помощь голодающим были потрачены, многие крестьянские хозяйства в соответствующих районах - разорены и перспективы на следующий год ухудшились. Что это было - "недород" или "голод"?

С точки зрения современного человека - конечно, голод.

Но с чисто утилитарной точки зрения (ее иногда еще называют "социал-дарвинизмом") - рабочий контингент просто оптимизировался, избавляясь от  "некондиции".

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

Если верить вралебной википедии, жертвы "царь-голода" 1892 года оценивают в 370-400 тыс. Про 1922-й года называют цифры в 8-10 млн. Врут поди.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 7 месяцев)

Интересно, а голод в начале 30-х? 

Уже со светлыми колхозами, без кулаков-кровопийц - там сколько?

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Вы ж взяли себе прозвище Smart - неужели рассматриваете АШ как чисто пропагандистскую площадку? Других мотивов для написания тут у людей быть не может?

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 7 месяцев)

Ваши статьи я читаю регулярно. 

Спасибо за приводимые источники - на самом деле очень познавательно.

Но говоря о проблеме голода в России нельзя останавливаться только на периоде до 1917 года.

История России не прекратилась тогда (как и в 1991). 

Сугубо мое мнение.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Я не претендую на полный обзор голодных лет и форм помощи. Уважаю Ермолова: он реально искал пути улучшения жизни и, в принципе, почти всё правильно понимал. Но вот эта фраза про зубы показала, как далеко мы сегодняшние (хочется думать) ушли от тогдашних людей,живших в строго иерархическом обществе (не исключая Европу)разделенном на "чистую публику" и "простонародье".

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 7 месяцев)

Вот тут да, согласен.

Сословные язвы - это одна из причин тихой ненависти крестьян ко всем власть имущим.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

      

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

Соглашусь.

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

Кулаки как раз в начале 1930-х еще цвели и пахли.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 7 месяцев)

Доказать сможете? Лучше документами.

Что с 1928 до 1932 был расцвет кулаков в период коллективизации.

Мой прадед колхоз организовывал, а прабабушка мне рассказывала как это происходило.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

А вы что-нибудь здесь об этом писали, почитать можно?

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 7 месяцев)

Нет еще, напишу обязательно.

Только в комментах.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

прадед колхоз организовывал,

Ну и какой результат?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

1932 - это начало 1930-х? А тогда цветущих пахнущих миллиона так два (всего с семьями) советская власть в ссылку сослала. Куда там царской "тюрьме народов" до такого.

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

миллиона так два (всего с семьями) советская власть в ссылку сослала

Ну вот вы и ответили предыдущему спрашивающему  о том сколько кулаков было.

Куда там царской "тюрьме народов" до такого.

Ссыльные и заключенные это разные понятие.

ЗЫ.В который раз наблюдаю на АШ, что любую проблему в РИ невозможно обсудить без критики советской эпохи. Но ведь задом наперед история идет только у пропагандистов, а не у исследователей. Такая критика по сути обнуляет любое исследование проблем РИ. Поздравляю вас как интересующегося темой.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

Ссыльные и заключенные это разные понятие.

Разные. Но таки близкие. 

В который раз наблюдаю на АШ, что любую проблему в РИ невозможно обсудить без критики советской эпохи. 

Ну не любую наверное, но многие, да. Впрочем. как и часть нынешних проблем на АШ часто рассматривают тоже с сопоставлением с советским временем, положительно и не очень. 

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Я смотрю, как легко мы здесь (благополучные люди) причисляем друг друга к любителям граждансктх войн", ципсошникам и иноагентам и понимаю, трудно было ждать взвешенных решений от тогдашних сотрудников НКВД. Тем более, что состав этой организации в связи с чистками несколько раз менялся .

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

После смерти Менжинского  в 1934-м практически все последующие руководители ОГПУ - НКВД - МГБ - ... еще почти на 20 лет неизменно оказывались врагами советской власти и агентами иностранных разведок. Как специально таких подбирали...

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

Это называется внутренняя политическая борьба. Официальная формулировка приговора не всегда характеризует конкретную вину. Тот же  Павел Первый в истории Романовых умер официально от "апоплексического удара".

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

... табакеркой?

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Уродов надо было не в ссылку, на комбикорм отправлять. Советская власть с ними десять лет тетешкалась, пыталась добром заставить их выращивать нужное количество хлеба, эти гниды его по ямам прятали для того чтобы цена поднималась. Все правильно сделали, ещё и мало дали. Там ни одного невиновного, - все упыри.

Аватар пользователя ascold
ascold(12 лет 9 месяцев)

О какие высокие порывы! Люди которые не хотят работать за просто так это гниды и упыри! А ты сам, мил человек, за бесплатно трудодни согласен работать? 

То что советской власти крестьяне были не нужны, как чуждый элемент это понятно. Их нельзя было просто так в стойло загнать! Сельское хозяйство не цех с конвеером. Тяжело отнять средство производства.. 

Какие же вы марксисты уроды! Цены не должны повышаться не по тому, что кто-то их директивно установил, а потому что экономика работает. 

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Лживая тупая органическая форма неразумной жизни,какие  нахрен трудодни, ты даже не соображаешь что ты мелешь. Речь идёт об индивидуальном хозяйстве. Где ты там трудодни увидел?

насчёт цен, - уймись, либеральный дурачок. При социализме все цены именно устанавливаются исходя из себестоимости и интересов общества, а не единичного спекулянта и не рынком. 

хочешь при социализме спекулировать и наживаться на соседе, пока сосед честно трудится?- получи маслину в лоб как вредитель и социальный паразит. 

это и называется общественно полезная форма организации труда. Интересы социума превыше интересов особи.

я вообще не понимаю как в 21 веке можно жить таким дремучим словно африканский папуас.

ситуация проста как апельсин:

Государство гарантировало жителям села твердые цены на основную промпродукцию, и соответственно выполняло эти обязательствам, государство им предоставило бесплатно землю, в ответ от них была обязанность сдать государству по твердым закупочным ценам определенное количество зерна, по сути это была натуральная форма налога, или платы за землю, остальные излишки они могли продать по свободной цене на рынке...

в чем тут проблема и в чем несправедливость? У рабочего на фабрике есть минимальная норма производительности? Вот и у крестьянина то же!

но хитрожопые вместо сдачи налога зерном, предпочли прятать его, спекулировать, гноить в земле, играя на рост цены на рынке, продолжая требовать промтоваров по твёрдым ценам и пользуясь бесплатно землёй. Или вообще забивали болт на урожайность, требуя бесплатной помощи в виде хлеба от государства под предлогом своей бедности. То есть вели себя точно так же как сейчас негры в Америке, массово живущие паразитами на соцпособия.

И Когда эта крестьянская хрень довела страну до очередного голода, к ним послали продразверстку,зерно нашли и отняли, а самих мерзавцев законопатили в лагеря. И совершенно правильно и справедливо сделали. При социализме кто не работает тот не ест, а паразитов истребляют силой закона и оружия.

но они и там неугомонились, - годами выли о том что ни в чем не виноваты,  очно так же как сейчас воешь ты.

единственнпя ошибка советской власти в том что она вас в живых оставила, а не закопала в тех же огородах в ваших же хлебных ямах.

В Результате эти проклятые тупые крестьяне шантажировали страну голодом ещё несколько десятков лет,, даже после войны похожая дичь творилось, тупо не желая повышать производительность своего труда. Цепляясь зубами за "так наши диды сеяли и мы будем сеять!" Даже в эпоху освоения целины, эти кретины пытались умничать, не выполняли рекомендации так далее и так далее...

вот рабочий понимает жизненную важность повышения своей производительности, меняет для этого инструмент, и приемы труда, а крестьянин, - нет, не желает, во всем у него виноват "неурожай" и марксисты, а не его тупая мякинная башка.

именно и точно также как сейчас у тебя.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Хомо, я же просил вас не обзываться! 

Хамство в комментах провоцирует откровенных спамеров, которые забивают ветку тупыми картинками и вносят путаницу в обсуждение. Мне этот шлак для нагона посещений не нужен!

По содержанию: у вас получается, что историю творили исключительно горожане. Что крестьянство вообще не участвовало в историческом процессе, а в РКП(б) не было людей, представлявших его интересы (либо их репрессировали). Но такое антикрестьянское  меньшинство, каким вы представляете сов. руководство, просто смели бы! Вместо этого Нечерноземье было опорой советов в Гражданскую, а массовые жертвы, как и в царское время, имели место на ограниченных территориях.

Почему вы скидываете со счета т.н. "сознательных" крестьян, в т.ч. "выдвиженцев" ?

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Хомо, я же про­сил вас не об­зы­вать­ся

Ок. Извиняюсь, - тупизм дико раздражает. Вместо того чтобы один раз разобраться в простом вопросе люди десятилетиями болтают страааа- шные мифы!

По сути вопроса: 

Да это не у меня получается, о реакционной природе крестьянского класса прекрасно знали и отдавали себе отчёт все теоретики красного движения. По этой теме шли  яростные партийные дискуссии. 

ведь даже где то тут в каментах один читатель мгновенно сообразил что получив в результате революции себе в своё распоряжение средство производства прибавочной стоимости (землю) крестьянин сядет на него жопой и начнет обществу руки выкручивать попросту пользуясь своей природной монополией...

Но все революционеры прекрасно понимали что Россия, - страна крестьян, и чтобы небороться с ними, их придется признать революционным классом. 

в общем по сути вынужденно взяли на борт эту массу, надеясь что проблема потом как-то там рассосётся... И "воспитанием и образованием" её можно решить... Как видим недооценили масштаб проблемы. Ну не было в те времена генетики и общественной психологии, н кто и думать не знал что часть общества неизбежно рождаются кулаками и куркулями....а деревенская община за многие столетия барщины научилась формировать идеальных скрытых саботажников любого вида труда, отличного от труда на своем участке.

вообще то эта тема нетабуирована, инфа открыта, но никто не любит это обсуждать... Коммунисты не хотели говорить на эту тему боясь взорвать общество, общество не имело знаний чтоб понять проблему, а потом когда такие знания появились, СССР уже развалился и вопрос потерял актуальность.

Почему вы скидываете со счета т.н. "сознательных" крестьян, в т.ч. "выдвиженцев" ?

да потому что по факту, по результатам коллективизации их чисто средне-статистически не хватило чтобы радикально переломить историю с общинным мышлением всего крестьянства в целом. В итоге крестьянство как класс , в среднем по больнице, постоянно отставало в развитии от требований исторического момента.

поэтому чтоб не запутывать и так сложную дискуссию вывел их за скобки.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Спасибо, на сей раз - очень доходчиво изложили. По поводу постоянного отставания - спорить не буду, а под общинным мышлением вы наверное подразумеваете это: «мир — волк, что в пасть попало, то пропало» ?

Общественной психологии не было, но навыки привлечения клиента у торговых сословий и народов имелись, было откуда заимствовать. Да и реклама уже начала развиваться. Советский агитпроп (политический и бытовой), на мой взгляд, был потрясающе успешным вплоть до 70х.

Статистически не хватило сознательных? Скорее, времени не хватило, ведь строго говоря, даже Брежнев не принадлежал к первому советскому поколению: его детство закончилось при старом режиме. Порождением чисто советской системы были послевоенные "беби-бумеры" - в большинстве уже городские жители с сельскими корнями. И как мне кажется, идеологический отдел просто не успел перестроиться под новые условия и контингент.

А что с не так генетикой?

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

 под общинным мышлением вы наверное подразумеваете это: «мир — волк, что в пасть попало, то пропало» ?

И это и самое главное в нашем контекста отношение к общественному труду, - любой общественный труд где нет личной нормы крестьянин воспринимает как барщину. И занят постоянным бессознательным саботажем, - выполнить работу плохо, медленно, и главное ни на йоту не больше чем сосед. 

Поэтому у них и колхозы не пошли, каждый колхозник думает не о работе, а о том чтобы не "переработать" и ненавидят тех кто работает хорошо, и живёт хорошо. По сути отрицательный общественный отбор... И никогда задаром не помогут соседу выполнить норму...

Но если сосед впал в полный голод, то да, кусочек хлеба дадут...

Это уродское отношение к работе прослеживается до сих пор. 

С генетикой все в порядке. 

Просто когда большевики начала прошлого века писали свои программные документы, этих знаний у человечества ещё не было.

Не знали люди что сколько не воспитывай, а все равно в обществе останутся те самые 5-20% паразитов, преступников и маргиналов....

Ну вот большевики и сделал ставку на воспитание и образование, планируя через поколение получить ту самую новую обзественно-экономическую формацию состоящие из нового советского человека: честного, щедрого, трудолюбивого, ставящего интересы общества выше личных....т под этого нового человека и экономику строили ..И непредусмотрели в обществе механизмов постоянного уничтожения паразитов на месте паразитизма....

Ну и пока большевики увлечённо строили, паразиты лишенные механизма беспрерывного сокращения их популяции и размножились настолько, что сожрали общество...

Поэтому это не большевики погубили СССР (как это любят представлять современные паразиты пряча св ведущюю росль а главной трагедии 20века) это паразиты, размножившиеся на результатах совместного труда миллионов , и лишенные механизма своего беспрерывного уничтожения в виде диктатуры пролетариата, своей массой опрокинули и сожрали общество...

Кстати Сталин это прекрасно понимал (хотя не с точки зрения генетики, а благодаря классовому чутью) и в своих предсмертных работах утверждал, что социальная борьба между пролетариатом и классом паразитов и эксплуататоров будет только обострятся...

К сожалению программных документов которые бы облекли эту теоретическую позицию в практический вид он написать не успел...

Так что любые левые проекты будущего должны будут предусматривать механизмы применения к паразитам высшей меры социальной защиты прямо на месте. (С полной ответственностью исполнителя, разумеется)

Нужно будет запускать механизм непрерывного положительного отбора в обществе.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Понятно, спасибо за пояснение. Хотелось бы по возможности ссылку на автора, обнаружившего эти самые  5-20%

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Поисковой системой я работаю на платной основе. Предоплата. Дорого.

Аватар пользователя Naive plague
Naive plague(7 лет 2 месяца)

Так среди типичной популяции 85% потенциальных упырей.

Стать фактическими большинству просто квалификации не хватает. 

Биология-с. 

Гуманизм в обществе долго воспитывается, требует стабильной подпитки ресурсами, чтобы первичные нужды не "зияли", и в случае проблем валится, как карточный домик. 

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Хочу подробностей про 85%, желательно с авторством.

Аватар пользователя H264
H264(3 года 1 месяц)

Это царю нужно было всех большивечков на комбикорм отправлять. А он с упырями цацкался.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 6 месяцев)

Тупая мразота, ты родился и мелешь здесь языком только потому что за твоё сытое детство какой-то неизвестный нам большевик костями в землю лёг. 

Дореволюционная Россия, это колония, и не будь 17года, колонией бы и осталась, твоя судьба в колонии проста как три рубля, - родиться в нищите и вшах, прожить без образования тридцать -сорок лет, и сдохнуть изношенным работой и недоеданием. То есть точно так же как любой негритос или индус.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Большевички были при царе второразрядной партийкой, которой вы приписываете суперспособности.

Пропаганду в войсках (а до этого на селе) вели в основном эсеры.

Аватар пользователя fronder
fronder(4 года 10 месяцев)

Это голод такого же формата, как в конце 19-го начале 20-го века. Сврхсмертность - май, июнь, июль. Единственно что, мобильность была ограничена, особенно у казаков ( у хохлов - на самом деле нет, понапридумывали). Ну и вообще, крестьенин не дурак, голод в регионе - он если видит что не дотянуть, корова пала иле еще чего - едет в другой регион или город отходничать. Мифов много про голод.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 7 месяцев)

Соглашусь про мифы. 

Не видел нигде нормальной информации про то, что там было. Табу при коммунистах привело к потоку бреда 90-х.

Мобильность ограничена была, но моей родне в Пермской области это никак не уперлось. Тут и так бежать особо некуда было.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Табу при коммунистах привело к потоку бреда 90-х. 

Именно! Вполне можно было в 70х понемногу открывать архивы и поднимать темы. Когда народное хозяйство боле-менее наладилось и вышли на паритет с Западом.

Аватар пользователя fronder
fronder(4 года 10 месяцев)

Да не было никакого табу. Голод Поволжья - изучался. Голод коллективизации не признавался, но тоже изучался - приходилось много опровергать. Все украинские фотографии типа голодомора опровергнуты еще советскими контрпропагандистами, оказавший из Поволжья или Великой Депрессии (сейчас не нашлось бы на это ресурсов). Послевоенный голод затронул западные районы и тоже не был в секрете. Единственно что, при Сталине отрицался голод в Ленинградскую блокаду...

Везде где голод описывается через эмоции, а не как сверхсмертность в промилях - там везде манипуляция и голода как такового не было. Больше болезней от недоедания - да,  но массовой дистрофии - нет.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

Неурожай 1951-55 и 1963-64 гг. не сказать что широко освещался прессой и в учебниках. В отличие от схожих недородов позднего царского периода.

Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 10 месяцев)

Про нынешние засухи и неурожаи что известно? Только цены в супермаркетах?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 7 месяцев)

Сейчас несколько лучше научились бороться с неурожаями, да и запас зерна есть. и зерно на бугор продается, а не раздается мышебратьям.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Научились, да. Но раздавали в обмен на политическое содействие нашим планам.  И сейчас, как видите, пришлось обратиться к старым союзникам.

Аватар пользователя ascold
ascold(12 лет 9 месяцев)

Содействие говоришь?! 

"Живет в песках и жрет от пуза
Полуфашист-полуэсер
Герой Советского Союза
Гамаль Абдель на всех Насер"

Ну, ну.. 

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Зашибись аргумент smile259.gif

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Изучался, да. Но табу на разномыслие было. Материалы эпохи в большом количестве отправлялись в спецхран, а часть исследований получала гриф ДСП.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Тут речь скорее о 1911. В тему о "дальнейшем отсутствии голода" после столыпинских мер. Если есть интерес - почитайте книжечку Панкратова, там показательны бытовые подробности. БОльшая часть ее посвящена голоду 1911, которого как бы "не было".

Аватар пользователя Partisan
Partisan(12 лет 7 месяцев)

У меня бабушка была 1900 г.р. Из нынче Марий Эл, из русской деревни. На её детство пришлось два года когда умирали братья-сёстры от голода. Третий раз случилось в 1920 - тогда их с сестрой отдали в учительскую семинарию - там хоть как-то кормили.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Застать в живых старшее поколение не каждому повезло! сейчас бы много о чем хотелось спросить - да нет их.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 7 месяцев)

Мне повезло - в 90-х, до самой смерти бабы Жени разговаривал с ней.

Спрашивал как жили, что было. Ей я как-то больше верил, чем газетам и журналам.

Аватар пользователя ДенисД
ДенисД(9 лет 1 месяц)

Я одно время зачитывался биографиями на Прозе.ру. Не знаю, много ли там сейчас развесистой клюквы, но поначалу шли довольно правдивые материалы.

Страницы